Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Альбрехт Дюрер «Меланхолия»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Юлия Риа

 

Резцовая гравюра на меди, 23,9×18,8 см

Альбрех Дюрер "Меланхолия"

Изображение увеличивается

«Бодрствуй, иначе впадешь в леность и забвение... Памятуй, что ты должен  выполнить  миссию,  которую  Провидение  назначило  тебе. Когда  наступит  время,  оно  откроет  тебе  глаза  и  направит  по нужному  пути. Будь  всегда  к  этому  готов... Внимательно  прислушивайся, и ты услышишь, когда прозвучит призыв!..»

Древние астрологи о Сатурне

Сидит крылатая женщина в задумчивости, её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над?) окружающего мира. События, жизнь проходят без её участия. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).

Дюрер Меланхолия, фрагмент картины

Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция! Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Что для нас эта гравюра? Если не вдаваться в толкования, имея перед глазами лишь изображение да название?

Многим, должно быть, известно это состояние мрачной тоскливой бездеятельности, при которой разум не отключён, он бодрствует, но нет сил и желания что-либо делать. Мне видится именно это. Да что говорить! Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака.

Дюрер Меланхолия, фрагмент картины

На гравюре Дюрера изображена именно такая меланхолия, не депрессивное состояние, когда кажется, что всё плохо, а состояние усталости, задумчивости, вызванное не ленью, но сложной задачей, ношей, уделом. Здесь подойдут слова английского писателя Клайва Баркера, на мой взгляд передающие самую суть гравюры:

«Меланхолия — это печаль, только сильнее. Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том, как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце».

Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации.

«Столько вопросов, но почему нет на них ответов!» — словно хочет воскликнуть Дюрер через изображение.

«Меланхолия» — последняя из серии трёх «мастерских гравюр» Дюрера. Первые две это «Иероним в келье» и «Рыцарь и смерть». Во всех трёх присутствует действующее лицо (рыцарь, Иероним, крылатая женщина) или, как считают искусствоведы, описано три разных состоянии души человека. А Станислав Зарницкий полагает будто на гравюрах описаны три состояния великого Мартина Лютера, идеи которого разделял живописец. Также из гравюры в гравюру кочуют часы, пёс и некоторые другие символы. Но «Меланхолия» ими просто перенасыщена.

Давайте пройдёмся по некоторым из них. Это интересно! Во-первых, многое на гравюре связано с планетой Сатурн — покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может, и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Ну да, что хорошего в меланхолии?! За год до того, как создать гравюру, Дюрер занимался составлением астрономических карт, сам следил за движениями небесных светил. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.

Бог Сатурн

Бог Сатурн, лист из средневековой книги (изображение увеличивается)

Разбросанные инструменты, циркуль в руках женщины связаны с земельными и измерительными работами (бог Сатурн — бог земли).

Свернувшаяся калачиком собака — символ меланхоликов, потому что собаки часто болели бешенством, а меланхолический человек, считалось, находился на грани безумия.

Магический квадрат Дюрера

На стене выгравирован квадрат с цифрами — магический квадрат, где сумма чисел на каждой горизонтали, вертикали и диагонали и во многих других комбинациях равна 34. Возможно, Дюрер сам составил квадрат, или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы и видоизменил его, подобрав свои цифры. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16.05), и можно найти много других. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна.

В заключение, приведу четыре гипотезы о названии. На крыльях мыши написано: «Меланхолия I».

1. Дюрер планировал сделать несколько гравюр, изображающих меланхолию.

2. Согласно учению того времени, существует три вида меланхоликов. Первые — это те, у которых хорошо развита фантазия, творческие люди; у вторых преобладает разум — политики, чиновники; у третьих — интуиция — люди религии. Дюрер причислял себя к первой группе.

3. «I» — это вовсе не цифра, а латинская буква i, и вместе с меланхолией — это значит «Прочь, меланхолия».

4. Дюрер, создавая гравюру, ошибся: стал набирать букву «М» вместо «А» (гравюра на меди вырезалась с обратной стороны, следовательно, слово надо было начинать с последней буквы). Ошибку в гравюре он уже совершал, изображая цифры квадрата (лист с перевёрнутыми цифрами сохранился в собрании Отто Шефера). Но в названии переделать не получилось, и Дюрер решил так обыграть сложившуюся ситуацию: пронумеровал меланхолию MELENCOLIA I. Кстати, в своих записях он везде называет гравюру просто «Меланхолия».


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 22 коммент.

Хороший пост ты написала, молодец, Юля. А ты себя считаешь меланхоликом?

Крылатая девушка такая мощная по телосложению, что сейчас глянула вскользь, читая твой пост и мне показалась она переодетым мужчиной. Раньше ведь в театрах женские роли исполняли мужчины.

Мы недавно ходили на спектакль по пьесе Вампилова "Утиная охота ", так там вся сцена была заставлена останками соц. эпохи. И гравюра Дюрера сейчас вызвала у меня одну ассоциацию — охота на вдохновение.

Ответить

Юлия Риа:

Необычная ассоциация))

Считаю ли я себя меланхоликом? Впадаю нередко в это состояние, как и написала в статье, но прям, вот, меланхоликом не считаю. Я вообще старюсь избегать её.

Ответить

Его работы можно рассматривать бесконечно... Меня просто поражает детализация и проработка, а если учесть, что это гравюра, то вообще... Я тоже так иногда «подвисаю», но не надолго, долго не могу :)

Ответить

Юлия Риа:

Мне удивительно, что всё это выполнено на таком маленьком листе!

Ответить

Оля Раскраскина:

Насколько маленьком?

Ответить

Юлия Риа:

Размеры вверху написаны, 23,9×18,8 см. Для меня это слишком маленькое пространство для стольких вещей!

Ответить

Оля Раскраскина:

Ой, а я пропустила... Да уж размер очень маленький! Меня все мой преподаватель учит не мельчить :) Хотя у меня и задача другая стоит :)

Ответить

Бодрствуй, иначе будешь жить, как жил в неведении и разлуке, не только с самим собой.

Умные и мудрые люди жили, которые всеми силами стремились к совершенству, так и не достигнув его. Но стремились. И не по одиночке. Всего лишь 500 лет назад. Великая красота, великая печаль.

Хорошая статья! Спасибо!

Ответить

Юлия Риа:

Как хорошо сказано!

А какие у вас отношения с меланхолией? Часто впадаешь или редко?

Ответить

Danidar:

В зависимости от обстоятельств. Если начинаю вникать в окружающую действительность, забывая о Боге — депресняк обеспечен. Хорошее бухло под красивую музыку помогает выйти и вернуться в Космос. Если плохое — запой. Часто или нет? А это, как звезды расположатся над моей макушкой)) Просто так, от балды, редко получается радоваться жизни, типа — «хорошо живет на свете вини-пух» и т.д. Мозги уже не те. Чересчур разборчивыми стали. Качественной, изысканной пищи требуют))

Ответить

все несколько сложнее. вы не видите символов. что означает весы? часы? инструменты?) практически вся картина шифрограмма...)

Ответить

Юлия Риа:

Ну, почему не вижу. Их как раз очень много, символов, и мне не захотелось превращать размышления о картине в простое перечисление и толкование символов. Часы, например, означают скоротечность жизнь. Возможно, крылатая думает о том, как это время можно замедлить и не находит ответа.

Ответить

Генрих Инститорис:

Я абсолютно с вами согласен, Юлия описала лишь видимую часть картины, а именно чувства, которые она вызывает и склонила чашу к пониманию духовной части этой картины. Перечисление и толкование символов, как вы говорите, и позволит открыть истинный смысл картины, здесь символы собраны воедино и приводят к единой, общей мысли... Ознакомившись с другими работами Альбрехта Дюрера, я понял, что именно символам он придавал огромное значение, но за пост огромное спасибо, помог мне немного с другой стороны увидеть эту прекрасную гравюру.

Ответить

лестница

Ответить

Юлия Риа:

Значение лестницы может быть разным. Она соединяет воедино землю и небо, или являет собой, так называемый сублимат, Вавилонской башни. Я склоняюсь больше к первому.

Ответить

«крылатая фигура символизировала «человеческий гений» – великого мыслителя, который, отчаявшись постичь истину, погружается в уныние и сидит, скорбно подперев голову рукой. Вокруг – разнообразные свидетельства его высокой учености: символы математики, философии, природы, геометрии, даже столярного мастерства, а он по-прежнему не в силах подняться по лестнице, ведущей к истинному просвещению.

Ответить

[…] о неизбежном конце».информация была взята :123 Оставить комментарий Рубрика: Графика, Дюрер, […]

Смотрела фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» и вспомнилая эта гравюра Дюрера, и позабыла ее историю, так и попала на Ваш сайт! Еще, в самом деле,читала в книге Дэна Брауна, «Утраченный символ». Спасибо за материал, кстати во многих расшифровках гений описывается как мужчина, я тоже сначала его увидела, точнее как архангела, потом уже как молодого человека,потому что руки какие-то не женские, в крайнем случае, немного опухшие, как у артрозников.

Даже жутковато стало на фоне фильма, как будто Дюрер сам предвидел такую разрушившую Землю планету :-x

Ответить

[…] Альбрехт Дюрер «Меланхолия» |  Капля света. §. Константинопольська Софія — Реферати — Студентові — Будівельнику — Impost | будівельний портал | м. Рівне. Идеи поделок для украшения дома из природных материалов. Web Help: Color Palette Generator. Colortheory_screen_white.jpg (JPEG Image, 1224×792 pixels) — Scaled (93%) Colors of the Social World (Wide Web) [Infographic + Video] by COLOURlovers. Movies In Color. Color Psychology of Logo Design by COLOURlovers. Whimsical Watercolor Portraits by COLOURlovers. […]

Крылатая женщина — это ангел, забавно, что вы этого не знали

Ответить

Максим:

Нет, забавно, когда «поправляют», не разбираясь при этом в предмете.

По-вашему, любое изображение, похожее на человека с крыльями — это ангел? К примеру, на картине «Купидон» тоже — ангел?

Что же касается «Меланхолии», то если бы вы потрудились поискать интерпретации этой картины, то обнаружились бы такие варианты:

* образ Художника, Гения;

* автопортрет Дюрера;

* аллегорическое изображение Меланхолии;

* ...

Как видите — всё это весьма далеко от «ангела» (который, по распространённому определению, есть «духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями»).

Ответить

[…] Техника[править | править вики-текст] Morihite. Павлов И. Альбрехт Дюрер «Меланхолия» |  Капля света. Главная » История одной картины » Альбрехт Дюрер […]



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: