Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Евгений Сусманович


Холст, масло. 127 на 197 см

Василий Верещагин, Апофеоз войны

Картина увеличивается

Репродукции картины Верещагина «Апофеоз войны» я встречал часто и никогда не задумывался над её возрастом — для меня она однозначно датировалась двадцатым веком. И вот несколько дней назад я наткнулся на год 1871 — время создания картины. И сразу же решил написать об этом.

Ведь это картина не художника-баталиста. Это картина не художника XIX века! Чем была война в сознании большинства людей тех времён и, следовательно, художников? Стреляют пушки, кричат воины, указующе машут руками великие полководцы; кони, люди, дым... Война — это место для геройских поступков, побед, а также и поражений, но которые должны привести к победе в следующий раз. Войны были захватнические (в целях развития государства), освободительные, религиозные, подлые, справедливые...

Верещагин изобразил ИСТРЕБИТЕЛЬНУЮ войну. А точнее суть всякой войны вообще. И сделал он это за 70 лет до начала действительно классической, первой в истории, истребительной войны 1939—1945 годов. Это картина художника-философа. Ах, как точно он дал подзаголовок к своей работе «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим»!!! Нате, наполеоны, тамерланы, карлы двенадцатые и петры первые!!!

Ну да, я узнал, что первоначально картина задумывалась под Тамерлана. Получается, что и раньше были истребительные войны, бессмысленные и кровожадные? Про это он писал? Ан нет — дырки от пуль в черепах, изображённых на картине «Апофеоз войны» подчёркивают вневременность сути картины.

Василий Верещагин, Апофеоз войны, фрагмент, черепа

Так уж получилось, что Василий Верещагин погиб в русско-японскую. Всё-таки он был баталистом: поехал на войну работать и погиб при взрыве броненосца на японской мине.

Отмечу ещё одно обстоятельство, сбивавшее меня с панталыку по поводу времени создания картины. Её сюрреалистичный характер. Разве нет? Ай да Верещагин, за пятьдесят-то лет до первых сюрреалистов!


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи 11 комментариев

Я не помнила дату создания этой картины. Предвидение? Помню своё потрясение, когда увидела картину в Третьяковке. Мне было 10 лет, это был год 20-летия Победы, а эти черепа даже напугали, потому что были почти из нашего времени.

Ответить

Однозначно предвидение.

Ответить

Вот уж снова спорный момент, на японской ли он мине подорвался или на своей. Тогда даже батареи били ночью по своим, а потом разбирались.

Ответить

Евгений Сусманович:

Этого я не знаю, честно говоря — просто получил информацию из книжки. :oops: Так ведь и не важен этот момент. :wink:

Ответить

Ох и любят художники чернуху)) Возбуждает она в них музу... То повешенного нарисуют, то тучи, дождь и грязи по уши, то вон черепа, как Верещагин.

Предвидение говорите?

Если бы он предвидел Вторую Мировую, черепа устилали, бы все до самого горизонта...

Баталисты рисовали монументальные полотна воспевая героизм и несгибаемую волю человека пред лицом смерти, жестокой и безвестной.

Это было модно. Тогда рулили дворяне (они же и заказчики).

А Верещагин... Талант, но выехал на контрасте. Это далеко не единственная его картина в таком стиле.

«В побеждённой Москве» — еще более страшное полотно. Пробирает до самого немогу.

Тогда рисовать подобное — было поступком...

Чем поступок продиктован? Кто ж у него спросит?

Теперь каждый видит в этой готичной горке то, о чем автор даже не догадывался.))

PS Лет через 200 скажут, что Верещагин предвидел способы захоронения покойников в крупных городах. Вороны — непременный атрибут таких кладбищ. Их там специально разводят. Ведь эта птица по преданию может летать в мир мертвых и обратно. Традиция, так сказать...))

Ответить

Евгений Сусманович:

1. Настоящий художник видит суть. Груда черепов или висельники — это только формально чернуха. Можно и розу нарисовать так, что она будет мне неприятна, потому, что нарисовавший думал, что красоту рисует, а получилась дребедень на веточке.

2. Возможно предвидел Верещагин не истребительную войну конкретно, но уж точно опередил время в восприятии самой сути войны вообще.

3. Я не люблю петь дифирамбы кому бы то ни было и не случайно упомянул о Тамерлане. Здесь подразумевается, что Верещагин собирался запечатлеть вполне исторический реальный опыт складирования черепов побеждённых.

4. Это не готичная горка, но образ Ваш мне понравился :twisted:

5. Через 200 лет так не скажут, если только не изменят НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ. :wink:

Ответить

Ольга:

«Чернуха, выехал, рулит»... Подобный комментарий не только не убеждает, но и выглядит смешным... Хотя мнение — есть мнение!

Ответить

То,что он подорвался на японской мине это точно!..выход из Порт-Артура...

Ответить

Евгений Сусманович:

Ну вот видите. У вас есть проверенная информация про японскую мину? А то Onegai не верит.

Ответить

Картина потрясает. Видела в Третьяковке и анализировала это произведение, пока не устали стоять ноги. Именно эта картина и олицетворяет «войну».

Ответить

Евгений Сусманович:

Совершенно так же и для меня :!:

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: