Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Образ лошади в живописи

Рубрика «Наполнение картин»

Автор: Юлия Риа


Лошадь — это одно из тех животных, встретить которое на картинах, да и вообще в искусстве, не составит труда, настолько сильно она вошла в нашу жизнь. Даже такой поджанр живописи есть — иппический (от греческого hippos — лошадь). И пусть последнее время (с 19 века) их практическое значение стало резко снижаться в современном мире под натиском машин, вряд ли образ этих самых машин станет музой для стольких поколений художников (направление стимпанк не в счёт, про него отдельный разговор). Более того, вряд ли груда металла для передвижения сможет такое:

Лошадь рисует

Лошадь Джульетта рисует.


Как и  изображение кошки в живописи, первые рисунки лошади можно найти у первобытных художников, в пещерах Ласко, Альтамира, Шове:

Лошадь, Альтамира, копия

Лошадь из Альтамиры



Пещера Ласко во Франции

Из пещеры Ласко



Тарпаны, пещера Шове

Рисунок из пещеры Шове

Но если разбираться, в пещерах изображены предки современных лошадей, вымершие тарпаны — подвид диких лошадей. В те времена лошади ещё не были приручены и, наоборот, являлись объектом охоты.

Существуют и другие вымершие предки современных лошадей, которые обрели вторую жизнь в рисунках художников-анималистов, например Василия Алексеевича Ватагина: гиракотерии и гиппарионы.

Гиракотерии.

Гиракотерии. Бумага на картоне, акварель, карандаш, 1910 год. Вымерший род представителей лошадеподобных животных.

гиппарионы

Гиппарионы. Бумага на картоне, акварель, карандаш, 1910 год. Вымерший род семейства лошадиных.

Почему же образ лошади в живописи стал так распространён? Чем лошадь заслужила такое внимание мастеров? Своим окрасом?

Паулюс Поттер, «Пегая лошадь»

Голландский художник Паулюс Поттер, «Пегая лошадь» (около 1654)

Паулюс Поттер, «Пегая лошадь»

Во всей красе и детальном приближении смотрите картину на странице музея Гетти

Или вот в таком окрасе являлись лошади немецкому живописцу Францу Марку:

Франц Марк, «Башня из синих лошадей»,

Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год (ныне картина считается потерянной)

Франц Марк, «Синие кони»

Франц Марк, «Синие кони», холст, масло, 1911 год. Эта картина навивает на меня грусть и сожаление, слишком тревожные в ней используются сочетания цветов. Возможно поэтому второе название картины «Die grossen blauen Pferde», что с немецкого можно перевести, как Смерть большой синей лошади.

Может, художников привлекает их грация и изящество?

Джордж Стаббс, «Уистлиджкейт»,

Английский художник Джордж Стаббс, «Уистлиджкейт», холст, масло, с 1762. Размеры картины впечатляют: 292 см на 246,4 см, как и, наверное, сама картина в натуральную величину.


Джордж Стаббс известен, как отменный художник-анималист
, специализирующийся на анатомии лошадей.

Джордж Стаббс, «Лев, нападающий на лошадь»

Джордж Стаббс, «Лев, нападающий на лошадь», холст, масло, 1770 год

Может, лошадь подкупает людей своей дружелюбностью? Ведь, после собаки, наверное, в первую очередь лошадь можно назвать другом человека. И часто лошадь на картинах изображена в этой роли.

Николай Егорович Сверчков, «Мальчик с лошадью»

Николай Егорович Сверчков, «Мальчик с лошадью»

Джошуа Рейнолдс, «Капитан Джордж Коусмакер»

Английский художник Джошуа Рейнолдс, «Капитан Джордж Коусмакер», 1782 год

Также считается, что лошадь символизирует в некоторой степени свободный дух и нрав. Однако тут меня смущает такой парадокс: всё-таки свободолюбивая лошадь подчинилась человеку и покорно исполняет, порой, его жестокую волю. Я не могу залезть в голову лошади, где, возможно поняла бы, что не порабощён её дух, только внешняя свобода взята в узду. Как знать.

Николай Егорович Сверчков, «Из конюшни»,

Николай Егорович Сверчков, «Из конюшни», 1866 год

Гольбейн Ганс младший, «Аллегория страсти»,

Гольбейн Ганс младший, «Аллегория страсти», 45×45 см, 1532-36 гг.

И всё-таки не нравятся мне такие картины:

Николай Егорович Сверчков, «Наперегонки»

Николай Егорович Сверчков, «Наперегонки»

Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века.

Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века.

Вообще, русскую тройку лошадей — символ русского народа — часто можно увидеть на картинах.

Лошадь использовали на картинах для создания атмосферы величия, авторитета, тем более, если изобразить маститую лошадь. Верховые портреты — целая культура.

Антонис Ван Дейк, «Верховой портрет Карла I»

Антонис Ван Дейк, «Верховой портрет Карла I»

Карл Брюллов, «Всадница»

Карл Брюллов, «Всадница»

Но, разумеется, чаще всего лошадь задействована в батальных картинах, ведь она была средством передвижения в старые времена и незаменима в военное время.

Битва при Ангиари

Копия работы Рубенса «Битва при Ангиари», чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге.

Копия «Битвы при Ангиари» сделана с набросков на картоне фрески Леонардо да Винчи, над которой он работал в 1503–1506 годах. Леонардо да Винчи хотел сделать эту работу самой масштабной в своём творчестве, по размерам (около 6 на 17 метров) она должна была превосходить Тайную вечерю. Но в то время работа над ней задержалась: то ли из-за поездки Леонардо в Милан, то ли из-за его неудачных экспериментов с красками и грунтом, но сейчас она считается потерянной, так как на её месте в зале Большого совета в Палаццо Веккьо (сейчас является ратушей во Флоренции) находится другая фреска, Вазари. Однако совсем недавно, в 2012 году, в результате исследований за фреской Вазари была найдена ещё одна стена, на которую нанесена чёрная и бежевая краски, по составу напоминающие краски, которые использовал Леонардо. В общем, сейчас рано пока делать выводы, подождём и, возможно, увидим её.

Часто именно в такой манере изображаются и другие батальные сцены с лошадьми: перемешаны тела людей, лошадей — всюду бойня и смерть.

Виллевальде Богдан Павлович, «Подвиг Конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году»

Виллевальде Богдан Павлович, «Подвиг Конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году»

Виллевальде Богдан Павлович, «Сегодня ты, а завтра я»

Виллевальде Богдан Павлович, «Сегодня ты, а завтра я»

Эжен Делакруа, «Сражение рыцарей»

Эжен Делакруа, «Сражение рыцарей»

В конечном счёте, лошади сделали много для нас, можно сказать мы перед ними в долгу. И нет ничего удивительного, что они порой являются главной и единственной фигурой на картине. Мысль написать эту статью собственно и возникла, когда я рассматривала картину Жана Луи Жерико, самое, на мой взгляд, интересное изображение лошади.

Жан Луи Жерико, «Лошадь, испугавшаяся молнии»

Жан Луи Жерико, «Лошадь, испугавшаяся молнии». Более подробно смотреть на сайте музея

P.S. В этой группе «Портреты лошадей и конников» Вконтакте собрано ещё много различных фотографий лошадей.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.

Ещё почитать:




К записи оставлено 4 коммент.

Юля, статья отличная. Но... есть серьезное замечание. Фреска Леонардо «Битва при Ангъяри» должна была украшать одну из стен в Зале Пятисот в Палаццо Веккьо. И да, скорее всего, Вазари не стал уничтожать ее, застроив ее стеной, что на сей день является почти что доказанным фактом. Об этом, в частности, есть упоминание в моей статье: www.blogoitaliano.com/gor...zrozhdeniya.html Желаю успехов!

Ответить

Юлия Риа:

Спасибо. И за замечание тоже. Я спутала Палаццо Веккьо с церковью Санта-Мария-Новелла, где Леонардо делал подготовительный набросок. Хорошо, что ты заметила. А про доказано или нет... Мне тоже, кажется, что факт почти достоверен, но ещё пока есть ряд искусствоведов, считающих, что выводы делать рано.

P.S. Не знала, что ты пишешь на сайты. Там полностью все твои статьи?

Ответить

Пишу и тем зарабатываю уже почти 2 года. Постепенно смогла добиться того, чтобы писать только о том, о чем хочется писать даже на заказ — истории, литературе, культуре, в крайнем случае, туризме. Именно на этом сайте все статьи по достопримечательностям — мои (о Тайной вечере, Сикстинской капелле, Галерее Уффици, Галерее Боргезе, Палаццо Питти и др.). Это один из нескольких сайтов моего постоянного работодателя из Украины. Планирую и совместный проект с заказчиком из Ростова-на-Дону. Домен уже зарегистрирован: voyage-en-france.ru (Все о Франции, разумеется, с историческим уклоном). Если все пойдет нормально, думаю, к концу лета там будет что почитать. Так что заходите. Ваш блог просматриваю регулярно, жду новых интересных статей.

И, кстати, поздравляю вас с днем рождения Дюрера :wink:

Ответить

«Возможно поэтому второе название картины «Die grossen blauen Pferde», что с немецкого можно перевести, как Смерть большой синей лошади»

вы хоть гугл-переводчик используйте хотя бы для проверки своих догадок. даю подсказку: смерть по-немецки будет tod.

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: