Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Казимир Малевич, «Чёрный квадрат»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Евгений Сусманович


К раввину приходят два еврея. Один из них спрашивает:
— Равви, скажи, белый — это цвет?
— Да, цвет.
— А чёрный — это цвет?
— Тоже цвет.
Еврей поворачивается к другому:
— Я же говорил, что продал тебе цветной телевизор.


Холст, масло, 1915 г. 79,5 на 79,5 см

Казимир Малевич, Чёрный супрематический квадрат

Картинка увеличивается. Видно, что изображение потрескалось и покоробилось; изначально это полотно однородного чёрного цвета.

Рассматривать картину Казимира Малевича «Чёрный супрематический квадрат» можно только в рамках созданного Малевичем же направления в живописи под названием супрематизм. Только так. Иначе разговор об этом произведении не выйдет за рамки банальных «король-то голый» или «ребёнок из детсада может нарисовать не хуже». Не собираюсь я также обсуждать и денежную стоимость картины вкупе с мировым заговором экспертов-искусствоведов (западных естественно) против здравомыслия трудового населения планеты.

Дополнительно сообщаю, все шутки в стиле отвязного искусства Альфонса Алле, здесь тоже не актуальны.

Итак, через понимание супрематизма легко определиться и с чёрным квадратом. А супрематизм — это, всего лишь навсего, приоритет цвета над всем остальным (от лат. supremus — наивысший). Цвет в живописи — действующее начало всего. Как звук в музыке. Изображая чистый цвет, отвлекаясь от содержания и формы, супрематисты, таким образом, философствовали. Апогеем этой философии стал чёрный квадрат. Специалисты могут меня поправить и рассказать, что чёрный квадрат — одна из трёх первофигур, по Малевичу, наряду с чёрным крестом и чёрным кругом. Кроме того, эти первофигуры — только первая ступень в развитии супрематизма, апогеем же следует считать стадию исчезновения цвета, выраженную в картине «Белое на белом».

Казимир Малевич, Белое на белом

Казимир Малевич, «Белое на белом», 1917, холст, масло 78,7×78,7 см

Где здесь начало супрематизма, а где его венец спорить, совершенно очевидно, бесполезно, да и не нужно.

Непосредственно об истории самой картины. Существует четыре варианта картины. Самый первый представлен выше. Это самый знаменитый. Впервые предъявлен на футуристической выставке «0.10», где был размещён на самом видном месте — там, где обычно вешали иконы.

«Черный квадрат в белом окладе. Это не простая шутка, не простой вызов, не случай или маленький эпизодик... это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели», негодовал Александр Бенуа в 1915 году.

А вот второй вариант является частью триптиха, созданного совместно с другими супрематистами в 1923 году. В этом триптихе как раз и представлены все упомянутые первофигуры супрематизма.

Казимир Малевич, первофигуры супрематизма

Существуют и другие варианты изображения чёрного квадрата, но ничего особенного там уже нет. А нарисовал для нас все эти квадраты вот этот интересный дядя:

Казимир Малевич, автопортрет

Казимир Малевич «Автопортрет», 1933 год


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 33 коммент.

Никогда Малевич меня не восхищал.

Ответить

Евгений Сусманович:

Малевич, или вообще аваегардисты? :wink:

Ответить

ladybloger:

Конкретно Малевич. :mrgreen:

Ответить

А мне Малевич нравится, даже квадрат) Тоже хотела о нем написать... :)

Ответить

Очень хороший пост. Люблю я Малевича и как художника, и как мыслителя, теоретика искусства. Его мысли так же великолепно грубы и резки, как и его живопись. Конечно, изысканный и тонкий Бенуа не смог оценить такую дразнящую прямоту нового искусства.

Ответить

Евгений Сусманович:

А я ещё от автопортрета в восторге — ни дать ни взять маньяк своего дела!

Ответить

Ира Чирашня:

Мария, тебя не только в твоих постах читать интересно, но и практически во всех комментариях. Хоть книгу издавай «Мария Трудлер. Комментарии к постам об искусстве».

Ответить

Maria Trudler:

Спасибо, Ирочка, ты меня незаслуженно перехваливаешь, но все равно приятно. Вот она человеческая натура, падкая на комплименты. ))

Ответить

Ylot:

Малевич, на много тоньше чем Бенуа, Вы просто пока этого не понимаете :wink:

Ответить

Ну, после такого предисловия я и слова молвить боюсь))) Прочитав слово «суперматизм», оно мне показалось созвучным со супермаразматизм. Не самое направление в живописи, а конкретный пример с квадратом. На сим и остановлюсь)))

Ответить

Maria Trudler:

Как ты играючи можешь рассмешить! Супермаразматизм — это же словесный шедевр! )) Но к живописи Малевича, конечно, не имеет отношения. Может, в будущем и появится направление с таким звучным названием! Художники, берите на заметку, пока вас не опередили! ))

Ответить

Кристина:

Ой, нет, Маша, только супермаразматизма нам и не хватает))) Вернее, его хватает, не надо лишний раз его подчеркивать)))

Ответить

Maria Trudler:

Ну, если хватает, значит, надо объявлять новое художественное движение существующим? ))

Ответить

Ylot:

Правильно!

Вот и развешивайте свою лапшу друг другу на уши :-D

Ответить

Ylot:

Правильно!

Вот и развешивайте свою лапшу друг другу на уши

Ответить

Спасибо за «Белое на белом» — никогда не видела до этого!

Ответить

Maria Trudler:

После этой картины все поняли, что даже если вывесить белый холст, никто уже не удивится!

Ответить

Ира Чирашня:

Мария, точно, теперь уже ничем никого не удивишь!Уже даже анатомичку выставляют, как высокий art — народ покупает себе билеты на выставку настоящих мертвых тел в якобы художественных позах и находит в этом своего рода искусство. Кто-нибудь посещал? Это вам не белое на белом. Тоже художник хотел свое слово сказать.

Ответить

Maria Trudler:

Да, попадала в интернете на этого автора. Зовут немецкого художника-анатома — Гюнтер Фон Хагенс (Gunther von Hagens) или «Доктор Смерть». Но он популяризирует анатомию, а не искусство, на мой взгляд. ))

Как невинно на фоне таких произведений смотрится авангардист Малевич. ))

Ответить

Ylot:

Не говорите за всех! :lol:

Ответить

Ylot:

«Белое на белом» — находится в Америке.

Ответить

Все гениальное просто. Но сколько времени нас обманывали, что квадрат черный, а он совсем неоднородный, теперь я люблю его еще больше :lol:

Опять же, интересно, сколько времени Малевич малевал этот квадрат, наверное гораздо меньше, чем эта идея окончательно созрела у него в голове.

Ответить

Евгений Сусманович:

Неоднородный он из-за растрескавшейся краски :wink:

Сколько времени не знаю, но вариантов было четыре штуки.

Ответить

Ylot:

tanichka

Опять же, интересно, сколько времени Малевич малевал этот квадрат, наверное гораздо меньше, чем эта идея окончательно созрела у него в голове."

-------------

Квадраты Малевич писал всю жизнь (с 1913г.),

это очень творчески интересно.

Кто-то берёзки с ёлочками в композиции составляет,

кто-то портретики с фотографий «пишет» и пытается нас убедить, что... ну очень похоже!

Малевич в образе ЧК, создал обобщённый образ идеала реалистической живописи.

Ответить

Евгений Сусманович

«Самый первый представлен выше. Это самый знаменитый».

Квадратов Малевича, я насчитал 11 штук(вместе с белым и красным), а среди чёрных нет и не может быть «самого знаменитого»

Ответить

Евгений Сусманович:

Под «самым знаменитым» подразумеваю, собственно, самый первый, выставленный в 15 году на «0,10»,с него-то всё и началось. Весьма любопытно мне узнать каким методом вы насчитали 11 штук. Можно источник?

Ответить

Ylot:

Известно, что Малевич создал четыре или семь «Чёрных квадратов».

Отчетливо осознавая процесс создания картины, становится понятно, что раз основные творческие проблемы, с которыми сталкивается автор, решаются на ощущениях, художник не может в целях самоконтроля переписать уже созданный квадрат. Он вынужден пробовать новые варианты. Находясь в процессе творческого поиска, проверять те самые ощущения, которые ничем не измерить кроме эксперимента и таланта. Один из последних выводов, который можно сделать, чтобы более глубоко оценить достоинство данного произведения нужно все квадраты выставить вместе, в одной выставочной экспозиции.

1 2 3 4 5 6 7 8

1913г. 1915г. 1919—1920гг. 1923г. 1927г. 1929г. 1932г. 1935г.

«Живописных квадратов нам известно несколько, сколько - мы не можем окончательно сказать, так как, возможно, выплывут еще пока нам неизвестные квадраты. Отличаются они от самого первого, как правило, большей аккуратностью исполнения, материалом, и, что важно, пропорциями. Пока нет исследования этих пропорций, по которым, в сущности, иногда только и можно установить, какой именно из известных нам Квадратов запечатлен на той или иной фотографии».

Отсюда следует вывод, что тот «Чёрный квадрат», который художник сам выбрал для демонстрации, является самым удачным по отношению к реализации творческой мысли.

Квадрат сопровождал Малевича и в его последний путь. Исследователи творчества Малевиче отмечают, что художник написал картины:

— «Красный квадрат» (в двух экземплярах);

— «Белый квадрат» (Супрематическая композиция);

— «Белое на белом» — один;

— «Чёрного квадрата» (несколько копий), — не поимая, что копий

«Чёрного квадрата» не может быть.

Ещё один (неопознанный) на Украине и один (неподтвержденный, трёхмерный) у Питерского галерейщика, Сергея Ковальского.

[b]1913г.[/b]— наличие указано на оборотной стороне Эрмитажного(место нахождение неизвестно;

[b]1915г.[/b]— (четырёхугольник), в 1920 году выставлялся на персональной выст «0,10»в каталоге № 39, 1918—1919г. — пр. Кандинским НАРКОМПРОС, с 1929 года.Гос. Третьяковская галерея, Г Т Г;

[b]1919—1920гг.[/b]— Чёрный квадрат, Гос. Русский музей, 1922-г. — выст. в Берлине, продан с выставки (место нахождение неизвестно;

[b]1923г.[/b]— Чёрный квадрат, 1926 год — «Большая экспозиция выст. в ГИНХУКе (подлинность под вопросом)?

[b]1927г.[/b]— Чёрный квадрат, копия1915, "Берлинская худ. Выставка», в архитектурной экспозиции;

[b]1929г.[/b]— Чёрный квадрат, перс. Выставка в Государственной Третьяковской галерее, 80×80, 2004г. выставлялся в Варшаве;

[b]1932г.[/b]— Чёрный квадрат, выставка «Художники РСФСР за XV лет», Находится в Эрмитаже, 53,5×53,5, 1995—1996гг — Экспонировался в Г Т Г. ГМИИ. Ранее принадлежал ИНКОМБАНКУ.

[b]1935г.[/b]— Чёрный квадрат, (на похоронах), какой — неизвестно?;

[b]ХХХХ[/b] — НЕПОДТВЕРЖДЕННЫЙ — в Украине и [b]один у С.Ковальского.[/b]

Можете считать!

Ответить

Квадраты написаны «на ощущениях», а ощущения повторить не возможно! Они все равноценные!

Ответить

Евгений Сусманович:

Вот с этим я не могу не согласиться.

Ответить

Сегодня, 15 Мая памятная дата со дня смерти Казимира Малевича.

Не забудьте поставить свечку, склонить голову и выпить 100гр.

s019.radikal.ru/i608/1205/a4/1cfb3f241109.jpg

Ответить

Царевич возродится в новом теле

Ответить

Скоро юбилей (8 июля 2015 года)!

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s004.radikal.ru/i205/1503/75/53bdd2a6972d.jpg[/IMG][/URL]

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: