Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Евгений Сусманович

Мать Уистлера

Холст, масло. 144 на 162 см

Впервые картину Мать Уистлера я увидел... Точнее нужно говорить, конечно, так: о существовании этой картины я узнал из фильма «Мистер Бин» с участием Роуэна Аткинсона. Речь идёт именно о полнометражном фильме производства 1997 года, а не об одноимённом телесериале из 14 серий (с 1990 по 1995 годы). Итак, по сюжету фильма картина Джеймса Уистлера куплена у французского музея Франции одним богачом и подарена Лос-Анжелесской художественной галерее. Смотритель Королевской Британской Галереи мистер Бин нечаянно, но отчаянно испортил голову матери художника. Над обстоятельствами этого ужаса до сих пор хохотали и до сих пор хохочут сотни миллионов людей во всём мире. А я так и вообще переживал не меньше самого несчастного мистера Бина.

Кадр из фильма

Грамотно используйте очистительные средства. Они могут оказаться растворителями

Пытаясь восстановить изображение, герой Аткинсона проявил чрезмерную креативность:
Кадр из фильма Мистер Бин

Не пытайтесь самостоятельно восстановить повреждённую вещь, если не знаете, как она устроена

Комедийные приключения картины Мать Джеймса Уистлера тоже ведь часть истории этого произведения. Работа Уистлера действительно находится во Франции, в городе Париже, в музее Орсе. А Джеймс Уистлер является американским художником, но свои лучшие творческие годы он провёл в Европе, и свою картину, написанную в 1871 году, впервые представил на выставке Королевской Академии Художеств самой престижной в Великобритании...

Джон Рёскин (Раскин).

Джон Рёскин (Раскин).

У Джеймса Уистлера, как и у многих других предшественников импрессионизма, были натянутые отношения с критикой. Например, «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» стала последней картиной Уистлера, которую согласились разместить на выставке Королевской Академии. Но это ерунда. Самое интересное, что одним из его непримиримых критиков стал искусствовед Джон Рёскин (Раскин). Весьма занимательная личность с внешностью Льва Толстого (и, как оказалось, оказавшего на русского писателя определённое интеллектуальное влияние), сам Рёскин был борцом с академизмом и ниспровергателем «незыблемых» ценностей классической живописи.

Зачем ему нужно было нападать на зарождающийся импрессионизм? Чужая душа потёмки. Но искусствоведческая дискуссия в английской специфике получила вполне английское развитие — Джеймс Уистлер подал в суд на Джона Рёскина за оскорбление чувств и достоинства. Это было в связи с критикой картины Уистлера, написанной в 1875 году, под названием «Ноктюрн: Падающие огни». Именно на этом суде произошёл впоследствии ставший знаменитым диалог между адвокатом истца (т.е. Рёскина) и ответчиком-художником. Примерно такой диалог:

Адвокат Рёскина: Сколько времени вы рисовали эту картину?
Уистлер: Два дня.
Адвокат Рёскина: И за два дня работы вы хотите аж двести гиней?!
Уистлер: Нет, я прошу эти деньги за знание и умения, которые получал всю жизнь!

Джеймс Уистлер «Ноктюрн: Падающие огни».

Джеймс Уистлер «Ноктюрн: Падающие огни». В другом переводе — падающая ракета. Посмотрите при большом увеличении, и может быть вы согласитесь с Джоном Рёскиным, который писал о ней: «...я никогда не предполагал увидеть, как некий тщеславец осмелится запросить двести гиней за то, что он брызнул краской из горшка в лицо публике».

Следует отметить что картину Мать Уистлер писал долго , в течение 70 сеансов. Это самая известная картина английского художника. В ней он отразил своё понимание цвета. Уистлер свои картины уподоблял музыкальным произведениям, что очевидно даже по их названиям, и в этих произведениях цветовая гармония для него была на первом месте. Говорят, что на месте матери могла быть и другая модель, что мать это второй вопрос, но главное, чтобы серое играло с чёрным. Цветовые переливы составляли живопись Джеймса Уистлера.

Джеймс Уистлер. «Вариация в сером и зелёном. Портрет Томаса Карлейля»

Джеймс Уистлер. «Вариация в сером и зелёном. Портрет Томаса Карлейля» (1872)

При подготовке поста была использована статья Людмилы Вайнер Джеймс Уистлер против Джона Рескина.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: