Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Трагедия мраморной архитектуры

Рубрика «О природе вещей»

Автор: Евгений Сусманович




Откуда взялось выражение «холодна, как мрамор»? Скорее всего, от бесстрастности мраморных изваяний. Романтики всегда мечтали о материализации мраморных красавиц, вдохновляясь «историей» Пигмалиона и Галатеи, сделанной, кстати, не из мрамора, а из слоновой кости. Между тем древние греки, вовсе не создавали мраморную безжизненность, напротив, все произведения раскрашивались в соответствующие человеческому телу цвета. То же касалось одежды и предметов. Мраморные скульптуры выглядели реалистично и оптимистично. Допустим, вот так:
Слева - некрашеная мраморная скульптура, справа - по версии сайта Капля света

Слева — статуя девушки из музея Версаля, справа — статуя девушки из музея Версаля по версии kaplyasveta.ru :)


Отметим, что мрамор далеко не всегда встречается белого цвета. Эта горная порода образуется в земных недрах в результате метаморфоз* известняка, доломита и других минералов, при этом происходит смешение и с цветными минералами. Примеси гематита дают красный оттенок, лимонита — жёлтый...

Цвет, текстура, твёрдость и прочие характеристики мрамора зависят от места его добычи. Например, знаменитый Парфенон был построен из пентелийского мрамора, обладавшего свойством менять белый цвет на золотистый под воздействием солнца. Есть мрамор, просвечивающий сквозь толщину 20-30 см. Есть чёрный (из-за графита) мрамор с «золотыми» (из-за бурого железняка) жилками.

Мрамор сочетает высокую прочность с низкой твёрдостью** и именно это определило его применение в архитектуре и строительстве: он легко обрабатывается инструментом (низкая твёрдость), но выдерживает значительные силовые нагрузки (высокая прочность), отсюда — колонны, плиты, храмы...

Но есть у блестящего камня (перевод с греческого «mramаros») одно досадное качество, определившее заголовок данной статьи — неустойчивость к кислым растворам. Когда в 1687 году упомянутый Парфенон был взорван (турки воевали с венецианцами, первые устроили в храме пороховой склад, а вторые пуляли в него из пушек), то, казалось, ничего хуже не случится с памятником архитектуры. Но желание человечества жить ещё слаще привело к новой штуке — кислотные дожди. Что они собой представляют и как воздействуют на мрамор, поясняется на схеме:

Схема действия кислотных дождей

Сернистый газ, выбрасываемый заводами, автомобилями, попадая в атмосферу, окисляется, соединяется с водой и выпадает с осадками в виде раствора серной кислоты. Помимо воздействия на растительность и пресные водоёмы (главная экологическая нагрузка) кислые дожди постепенно «истирают» архитектуру — выветривают карбонат кальция СаСО3 — основное вещество мрамора — превращая его в гипс СаSО4 (простая школьная реакция обмена).

Само собой это касается не только Парфенона, но и всех мраморных памятников застывшей музыки. Некоторые из них перенесены в закрытые помещения, а те, что нельзя укрыть физически пытаются укрыть химически, проводя сложные реставрационные работы.

Часть храма в афинском некрополе

P.S. Оригинальный мониторинг кислотных дождей предложил австралийский геолог Д. Драгович: исследуется степень разрушения могильных мраморных плит на кладбищах Австралии, параллельно эти кладбища наносятся на карту и делается вывод о зонах формирования и распространения загрязнения атмосферы. Проще говоря: допустим, на первом кладбище установлен памятник в 2005 году, и на втором кладбище в 100 км от первого тоже есть памятник от этого же года; на первом кладбище мрамор «истёрся» на 2 см, а на втором — на 3 см; на основе большого количества данных делаются соответствующие выводы о загрязнении. Предлагается всем поучаствовать. Символично, не правда ли?

Сегодня изучать науку стало проще! Достаточно посетить виртуально электронную библиотеку, подобрать подходящие тебе книги, диссертации (а ещё лучше — авторефераты) и скачать нужную информацию.

*Горные породы, которые формируются в результате преобразования магматических и (или) осадочных горных пород, называются МЕТАМОРФИЧЕСКИМИ.
**О понятии «твёрдости» можно прочитать здесь

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 14 коммент.

Все верно! И в Древнем Риме тоже раскрашивали статуи и барельефы. Нынешние режиссеры и декораторы делают серьезные ошибки при воссоздании интерьера тех времен, оставляя статуи белыми

Ответить

Имя:

Вот ведь... Интересно воспитывается восприятие: в школе я не мог понять зачем статуи делали без рук и носов; думал так надо :)

Ответить

Wee:

=))Ахаха! Ура, я не одна такая!

Ответить

да...кислотные дожди много чего губят.мрамор тоже...я не знал... (пришел к вам от Аленки Винигрет)...

Ответить

Заходите, заходите! Язык, как говорится, до Оренбурга доведёт. Нас тут двое — я и Юлия Риа.

Ответить

Боже, какое я блаженство испытываю,глядя на скульптуры! Поскольку я отчасти визуал, отчасти — кинестет, я просто обожаю скульптуры!

Первое мраморное изваяние просто сводит с ума! Прям аж запах почувствовала и на ощупь ощутила! ...как же классно! .)))

Ответить

В детстве часами в эрмитаже рассматривала скульптуры — от них веяло другим миром, другой цивилизацией.

Ответить

Ничего не могу с собой поделать — обветрившиеся скульптуры без краски кажутся мне намного красивее... Хотя умом понимаю, что задумка была не та, но реконструированная античность выглядит на мой вкус чересчур веселенькой. Лучше так — холодные, белые и лаконичные...

Ответить

Кристина:

Ага! Полностью согласна! Мне тоже больше нравятся обветрившееся скульптуры — от них веет имеет стариной, античностью, раритетом.

Ответить

Кристина:

О, написала же — «Веет имеет» :lol: А имелось в виду всего-то «веет именно» стариной

Ответить

Евгений Сусманович:

Выбеленность — одна из многих ассоциаций с давностью лет.

Ответить

Wee:

Холодные, белые и лаконичные, но каким от них веет теплом... Не знаю, все ли это тепло чувствуют, но меня оно просто обволакивает.

Ответить

Кристина:

Точно, Алена! Ты как-будто передала мои мысли!

Ответить

Wee:

:wink: Я не знаю почему, но и от скульптур и от каменных всяких замков, развалин так мне всегда тепло, хоть с виду они и кажутся очень холодными.

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: