Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Дадаизм: разочарование культуры

Рубрика «После Альтамиры»

Автор: Юлия Риа



28 июля 1914 года началась Первая мировая война. В ней участвовало около 60 стран, впервые были использованы новые средства ведения войны, направленные на массовое убийство людей. По подсчётам, с 1914 по 1918 год погибло около 20 миллионов человек.

Все войны бессмысленны, но и среди них можно выделить наиболее абсурдные. Таковой стала война 1914 года. Все её причины сводились только к территориальным претензиям среди стран Европы. Слишком мало власти было у глав тех стран, все они хотели большего: мирового господства, новых колоний и унижение стран-соперниц. Начало 20 века стало катастрофой и разложением человеческих ценностей. Начавшаяся безжалостная бойня стала потрясением для людей той эпохи, ведь казалось, что человечество развивается, что строится новый цивилизованный, разумный мир.… А в итоге – химическое оружие, миллионы трупов, «потерянное поколение» и унизительный жалкий версальский мир: правители ничего не поняли и уже грезили о новой войне.

Как следствие Первой мировой войны в 1916 году возникло модернистское* художественное течение дадаизм. Дать просто определение этому явлению сложно, оно, скорее, представляло собой некую философскую систему, проявляющуюся в отрицании разума, логики, искусства…

Пикабия, Женщина со спичками

Пикабия, «Женщина со спичками»

Вот цитата из романа Ремарка «На западном фронте без перемен», в ней ярко отражён внутренний смысл дадаизма:

«…Как же бессмысленно все то, что написано, сделано и передумано людьми, если на свете возможны такие вещи! До какой же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она даже не смогла предотвратить эти потоки крови…

Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше поколение… Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни. Все, что мы знаем о жизни, — это смерть. Что же будет потом? И что станется с нами?»

Дадаизм возник в Цюрихе, в Швейцарии, придерживающейся во время войны нейтралитета. В то время в Швейцарию ехали со всей Европы беженцы, высланные из родной страны люди, а также дезертиры. У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка, от французского dadaisme, и двойное согласие «да-да» в русском и румынском, и в переносном смысле детский бессвязный лепет, — в общем дадаизм не имеет точного толкования, что и нужно было основателям этого течения, которое имеет размытые рамки. Дадаизм даже часто называют антиискусством.

Зачинатели дадаизма Хуго Балль, поэты Тристан Тцара, Рихард Гюльзбенк, художники Жан Ганс Арп и Янко собирались в Цюрихе в кабаре «Вольтер», где показывали свои абсурдные и бессмысленные представления: стихи из бессмысленных наборов букв, спонтанные представления, только что созданные коллажи.

Макс Эрнст, Метеоролог

Макс Эрнст, «Метеоролог»

Основные характеристики дадаизма – это отрицание той культуры, которая привела к войне, бессмысленность, абсурдность, отрицание эстетики. В Манифесте дадаизма даётся такое определение этому явлению:

«Слово «дада» символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности, вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность… Дадаизм – это первое направление в искусстве, которое в эстетическом плане не противопоставляет себя жизни, разрывая в клочья все модные слова об этике, культуре и внутренней жизни…»

Позже к дадаистам примкнули художнкии Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа. Первый особенно известен своим произведением 1919 года «L.H.O.O.Q.» — Мона Лиза с усами, а также тем, что он стал первым выдавать обычные готовые вещи за произведения искусства (ready-made), например Дюшан в 1917 году продал на выставке обычный писсуар под говорящим названием «Фонтан», со своим автографом и датой.

Ман Рий, Подарок

Ман Рий, «Подарок»

Марсель Дюшан L.H.O.O.Q.

Марсель Дюшан, «L.H.O.O.Q.»

Дадаизм представлял собой, прежде всего, протест, он являлся зеркалом военной эпохи 20 века. Это было явление, показывающее всю глубину разложения общества и культуры. Дадаизм просуществовал недолго, в 1922 году он официально прекратил своё существование: Тристан Тцара на собрании произнёс похоронную речь дадаизму.

Пикабия, Парад любви

Пикабия, «Парад любви»

Марсель Дюшан

Марсель Дюшан «Apropos of Little Sister»

После себя это течение мало что оставило, но, однако, оно оказало влияние на последующее искусство. Сюрреализм, можно сказать, зародился внутри дадаизма, и, когда дадаизм исчерпал себя, поглотил его. Многие художники-дадаисты стали сюрреалистами.

Читайте дополнительно про лесную серию картин Макса Эрнста

*Модернизм — это общее название направлений искусства 20 века, для которых характерен разрыв с классическим искусством, поиск новых материалов, полемичность, символизм.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 16 коммент.

Все же творческие люди как то по особому переживают действительность — раз появилось такое направление.

Меня же особенно поразил текст Ремарка, которым ты иллюстрировала свой пост.

Ответить

Юлия Риа:

Я как раз была под воздействием этого отрывка, когда статью писала.

Ответить

Я люблю Ремарка. Одно время читала его запоем, не могла от него оторваться. Просто жила внутри его книг, диалогами его героев. Обожаю Пикабиа, Арпа, но в особенности Макса Эрнста. Конечно, дада впитал, как направление, все черты своего времени...

Ответить

Юлия Риа:

Разделяю твою любовь к Ремарку :wink:

С художниками-дадаистами я пока знакома поверхностно, поэтому в статье подробностей мало. Но думаю, по дадаизму будут ещё посты.

А ты не хочешь написать про Макса Эрнста, гостевой пост?

Ответить

Maria Trudler:

Хочу! Спасибо за предложение. :)

Я до сих пор встречаю направления в искусстве, о которых почти ничего не знаю. Хотя меня больше всего интересуют отдельные творцы, а не целые направления. Они очень быстро меняются. Художники успевают побывать во многих за свою творческую жизнь.

Ответить

Некоторые работы вполне ничего, а некоторые мне не нравятся, например «изуродованная» Мона Лиза — нет это не искусство, а от нечего делать...

Ответить

Юлия Риа:

Дадаисты, как раз хотели, чтобы именно так говорили: «Это не искусство», и это у них, кажется, получилось, такой вот парадокс :wink:

Одной из задач дадаизма было уничтожение искусства (отсюда и Мона Лиза с усами), они говорили, что оно ничего не стоит, раз происходят ужасные вещи (война). В принципе, понять их можно, начало 20 века — было переломным, во многом упадническим. Также дадаизм — можно назвать переходным периодом.

В статье не упомянула ещё то, что благодаря дада получил распространение коллаж, а также в качестве художественных материалов стали использовать, не употребляемые ранее.

Ответить

Дадаизм — это подростки. Сюрреализм — заблудившиеся во сне взрослые.

Ответить

Евгений Сусманович:

Любопытное мнение. Это Ваш взгляд на вещи, или так просто — для красивого словца? :)

Ответить

Евгений Сусманович, ога, вы меня раскусили! =)

Ответить

Евгений Сусманович:

Было вкусно. Заходите ещё!

Ответить

Astra Sun:

Обязательно :)

Ответить

«Дадаист любит необычное, даже абсурдное. Он знает, что жизнь утверждает себя в противоречиях и что его эпоха, как ни какая другая нацелена на уничтожение великодушия. Поэтому ему подходит любая маска. Любая игра в прятки, наделённая способностью к мистификации. Непосредственное и примитивное кажется совершенно невероятным посреди чудовищной неестественности…. Дадаист борется против агонии и смертельного угара времени. Отказываясь от какой бы то ни было разумной сдержанности, он разжигает любопытство тех, кто испытывает весёлую радость даже от весьма сомнительных приёмов фронды. Он знает, что мир систем лежит в обломках и что жаждущая оплаты наличными эпоха по дешёвке распродаёт обезбоженные философии. То, что вызывает у лавочников страх и угрызения совести, у дадаиста вызывает громкий смех и тихое успокоение».

Хуго Балль “Бегство из Времени”

Ответить

Евгений Сусманович:

Интересные слова. Философия лавочников так или иначе ведёт к войне, к нежеланию понимать непонятное. Всё что не нравится лавочнику, следовательно, нравится мне.

Ответить

«Мы не активисты. Нам чихать на дела и свершения! Нам не чужда лень, скорее наоборот! Да здравствует лень, дерзко строящая из себя благородство!

Да здравствует дерзость в любой ситуации! Мы не собираемся выражать нашу дерзость в произведениях! Мы не поэты, не художники, не музыканты! Талант не даёт человеку право на дурость! Ценность человека не должна определяться только его свершениями! Мы не собираемся доказывать исторические факты, потому что наша жизнь сиюминутна и исключительна. Мы не отвечаем за то, что мы делаем, если мы вообще что-нибудь делаем, и нам смешон тот, кто хочет, чтобы мы отвечали! Мы дерзки и любим дурные шутки! Мы блефуем, как картёжные шулеры. Мы только делаем вид, что мы художники, поэты или ещё кто-нибудь, на самом же деле мы страстно хотим только одного — быть дерзкими. Из дерзости мы растим снобов, которые лижут нам сапоги, потому что это доставляет нам удовольствие!»

А.Ундо «Импертинентизм» 1915 г.

Ответить

Спасибо за труд. Возьму себе. Если вы не против. Безусловно с указанием вашего авторства

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: