Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности

Рубрика «Пространно и конкретно»

Автор: Евгений Сусманович



Я очень хорошо понимаю картины Шишкина. Это вот не так просто, как кажется — понимать картины. Мне одновременно близки и картины Магритта, и картины Шишкина. Что для меня понимание Шишкина? В интервью с Марией Трудлер, я говорил о том, что легко представляю себе весь, с позволения сказать, материал произведений Ивана Ивановича — свет, цвета, запахи, температуру воздуха и влажность камня на просёлочных дорожках. Никогда не соглашусь с тем, что Шишкин в своём реализме копировал видимость, я вообще начинаю думать, что копировать могут только не чувствующие художники, какие-то вечные ученики живописи. Так вот, разве можно, рисуя дерево, скопировать настроение? Хоть своё настроение в тот момент, хоть, тем более, то настроение, то впечатление, которое возникнет в душе зрителя. Наверное, в школах живописи учат, как вызывать настроение. Наверное, говорят про сочетание цветов, мазков, штрихов и прочее. Как, помнится, в первом классе школе учительница музыки нам на пианино показывала: вот зайчик побежал — динь, динь, динь, стучала она клавишами слева, а вот медведь топает — бум-м, бум-м, бум-м — плавно нажимала она на клавиши четвёртой октавы.

Вот на это изображение я смотрю с трепетом, мне очень даже не по себе становится, ведь ни одной живой души нет рядом на триста километров вокруг:

Шишкин

Я, по своей неискушённости в искусствоведении и истории живописи, говорю, по всей видимости, банальные вещи, но мне всё равно. Кто мне сказал про триста километров? Никто! Получается, что никто кроме Шишкина! Удивительные дела.

Бесполезны споры о стилях в живописи. Вот, что я ещё думаю: чем больше смотришь разные картины, чем больше перед твоими глазами проходит самых разных картин, тем шире становится твой кругозор! Господи, ведь это очень просто. Понятно, что это касается не только живописи, но и вообще любого знания, любого взгляда, любой философии, но в живописи это выпукло проявляется. Никого так не обвиняют в неумении заниматься своим делом, как живописцев. Кафку или Гесса кто-то не понимает, или Стравинского со Шнитке кто-то не понимает, и что? В худшем случае их не читают и не слушают, зато на Пикассо, Малевича, Кандинского бочку катят все кому не лень. Удивительные дела. Помните диалог из фильма «Забытая мелодия для флейты» между чиновником и художником о картинах:

— Почём торгуете-то?
— Триста рублей.
— Ого! Крепко! А эта?
— Четыреста.
— А почему же эта дороже этой?
— Работы больше.
— Какая же это работа? Безобразие. Мазня.

Кадр из фильма Забытая мелодия для флейты

Выводок советских чиновников от культуры на выставке современного искусства. Интересуются смыслом, назначением и ценами на живопись. Кадр из к/ф «Забытая мелодия для флейты», 1987

С другой стороны, не вижу смысла обвинять людей в том, что они чего-то не понимают. Разве есть на свете Всёпонимающий? Вряд ли это даже Бог, но уж точно среди людей таких нет.

Хочу возвратиться к картинам Шишкина.

У Стивена Кинга есть рассказ «Велотренажёр». Там про художника. Этот художник нарисовал следующую картину размером четыре на три фута (примерно 120 на 90 см). Даю примерное описание сюжета. Четверо рабочих в джинсах, двое из них с лопатами, один с ведром. Четвёртый — бригадир, он разговаривает по сотовому, сам в кепке, а на кепке надпись «Липид». Рабочие заканчивали свой тяжёлый трудовой день, они стояли на обочине лесной дороги, а над ними разливалось органически-красное небо.

Этот сюжет можно трактовать на все лады и никому в голову не придёт истинная подоплёка картины. Она, оказывается, в следующем. Несколько недель назад наш художник посетил своего лечащего врача, по настоятельной просьбе последнего. Анализ художниковской крови показал высокое содержание холестерина. Врач, не совсем обычным для врачей образом, описал физиологию человеческого организма как команду работяг — «дядек в хэбэшных штанах и догмартенсах». Дескать, их работа заключается в том, чтобы разгребать и разбирать всё, что человек ест, всё, что он употребляет в пищу. Рабочие могут устать, могут сачковать, и чем больше хозяин задаёт им работы (т.е. слишком много ест), тем больше вероятность того, что кто-нибудь из них вообще не выйдет на работу в один прекрасный день. Холестерин, кстати, по природе является липидом, отсюда и надпись на кепке одного из рабочих. Из-за этого-то холестерина и разволновался-разрисовался наш художник.

Каково?! И где у меня теперь гарантии, что у Шишкина всё было в порядке с головой, когда он вдруг решил, что утро в сосновом лесу выглядит именно так:

Шишкин

Я знаю точно, когда люди о чём-нибудь приятном думают, о чём-нибудь мечтают, то у них непременно перед глазами рисуются разные занимательные картинки. Неуловимые такие мерцания. Насколько предметны эти картинки. У всех по-разному. А если взять и остановить движение этих картинок! Что мы увидим на стоп-кадрах? У всех по-разному опять-таки. Но они не могут быть копиями реальности.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.
.


К записи оставлено 9 коммент.

Если разбить процесс мечтания стоп-кадрами, будет много абстрактных картинок. Мечты — это нечто неуловимое и воздушное, как предвкушения счастья. Розовый туман, одним словом. Как рассветы на полотнах импрессионистов.

Ответить

Интересная картина по сюжету расказа Стивена Кинга. Но как художник могу сказать, что часто за картиной стоит целая история ее создания и не всегда с одного взгляда можно догадаться о чем это.

Ответить

Евгений Сусманович:

Отлично. У нас есть рубрика «История одной картины». Не хотите написать для этой рубрики гостевой пост? Можете взять свою картину, можете известную картину известного автора.

Ответить

«Разве есть на свете Всёпонимающий? Вряд ли это даже Бог......».

Бог же всё создал !!! Как же это можно то -так. Создать, но не понять — чего создал ?! Поясните.

Ответить

Евгений Сусманович:

А вы всегда понимаете до конца то что делаете, производите?

Ответить

Картины нельзя понять, их можно только почувствовать, а уж насколько человек может воспринимать искусство, зависит от того, насколько он богат внутри, насколько чист и не предвзят. В свою очередь картины, задевающие наши души, рисуют художники с чистой, широкой душой и благородным сердцем.

Ответить

Евгений Сусманович:

Я говорю об этом же только своими словами. Для кого-то понять — это почувствовать, а для кого-то почувствовать равно понять. Бессмысленно играть словами

Ответить

Картины, скорее, можно по-разному интерпретировать и было интересно наткнуться на подобную статью. Безумно интересно в вещах вокруг искать символизм.

Ответить

Евгений:

Да, Олег, символизм кругом. Согласен.

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: