Художник должен забыть слово «должен». Интервью с Марией Трудлер
Автор: Юлия Риа
Сегодня представляю вашему вниманию интервью с художником Марией Трудлер, которая пишет волнующие абстрактные картины и ведёт блог «Планета искусства». Блог Марии — это её застывшие мысли, переживания, навеянные творчеством и искусством. Другая реальность. Её картины полны странных образов, порой, они не понятны. Но, ведь, не это важно в искусстве. Самое главное, это те чувства, которые пробуждаются от созерцания произведения. И тогда — неясное, чужое становится близким по духу, личным и сокровенным. Свои картины Мария собрала по годам в рубрике «Ретроспектива творчества». Чтобы приблизиться к понимаю Марией реальности, советую почитать рубрики «Дневник художника» и «Мысли об искусстве».
Я: Мария, темой нашей беседы будет творчество. А также, поговорим об отношениях между людьми и искусством, если так можно выразится — тема, которая меня очень интересует. Начнём издалека. Как бы ты, в общих чертах, охарактеризовала свои картины? О чём они? Я понимаю, что это очень обширный вопрос, потому можешь отвечать свободно, выдели главное, на твой взгляд.
Мария: Юля, привет. Как я люблю беседы об искусстве. Они многое дают, служат таким катализатором идей, появляются хоть какие-то ответы на мучающие, вечные вопросы. Вообще путь художника — это путь непрестанных вопросов и ответов. Самый первый вопрос, который обычно задают люди, при встрече с художником: «Что вы рисуете?» То есть примерно тоже, что ты и спросила. И как ни странно, именно такой простой и привычный вопрос, сколько часто бы его не задавали, ставит по-прежнему в смущающий тупик. Почему спрашивается? Наверное, если бы я рисовала реалистично, то ответ был бы, к примеру, пейзажи, портреты или натюрморты.
Но я рисую непонятно и абстрактно, сама потом смотрю и думаю: о чем мои картины? Самый общий ответ — о моей душе и внутреннем мире. Картины зеркально меняются вместе с меняющимися мыслями и состояниями, поэтому каждый раз ответ на такой вопрос может быть разным. Сегодня я нарисовала грусть, завтра нарисую надежду, потом воплотятся в линиях и красках мои мечты или воспоминания... Меня абсолютно не интересует реальный мир, поэтому странные образы в моих картинах — это абстрактные иероглифы моей фантазии, где все можно и все разрешено. Как еще можно охарактеризовать собственные картины? Это всегда свободные импровизации, рожденные быстро и импульсивно. Это воображаемый мир, в котором я живу. Мои картины — это я в какой-то определенный миг времени. В линиях — все мои мысли, в красках — вся глубина и экспрессия моих чувств. Главные мои инструменты в работе — это обостренная интуиция и вдохновение. Зрители тогда понимают о чем картина, когда она совпадает с их внутренним состоянием. Тогда они точно знают, что я нарисовала. В такие моменты, я счастлива, потому что картина в этот необыкновенный миг находит друга.
О чем картины? Трудно описать в словах суть живописи. Так же, как и ощущения от музыки. Я понимаю, насколько тебе должна быть понятна сложность такого простого вопроса, потому что ты пишешь книги. И вопрос о чем они, наверное, тебе задавали неоднократно. Нелегко в нескольких предложениях сказать то, что выражено сотнями километров исписанных страниц. Так же непросто описать в двух словах то, что изображено в бесконечном потоке рисунков и картин. Ты понимаешь, я уверена. А как ты отвечаешь на вопрос о чем твои книги?
Я: Да, я хорошо понимаю замешательство, возникающее после подобного вопроса. Мне всегда сложно подобрать слова, чтобы объяснить, о чём я пишу. Нельзя сказать, что это книги про любовь, или про дружбу, или про трудности — хотя всё это в них есть... В них присутствует элемент фантастики, но я не хочу называть их фантастикой, потому что, прибегая к нереальному я описываю реальность. Книги, целью которых становится как раз только что-то выдуманное, не несущее никакой смысловой, заставляющей задуматься, нагрузки, мне не интересны.
Ты, говоришь, что рисуешь абстрактно. Ты стала так рисовать не сразу? Как ты пришла именно к такой форме живописи?
Мария: Конечно, не сразу. Творчество — это всегда путь, процесс. Внешний стиль картин и рисунков меняется в зависимости от внутренних периодов, которые проходит художник. Я называю свою живопись фигуративной абстракцией. Но я рисую абстрактно только относительно реальности. Я изображаю свою внутреннюю реальность, она сильно отличается от того, что находится снаружи, но все же это реальность. Что-то весьма ощутимое, в образах и красках, находящееся внутри меня. Это воображаемый мир, но я живу в нем. Наверное, в один момент времени, мне до такой степени стал безынтересен внешний мир, что я убежала в свой внутренний. Поселившись в нем, я освоилась, почувствовала себя комфортно, у себя дома, что называется. Не зря ведь эта тема одна из моих самых любимых — душа, дом для души, пещера души, пространство души... Я всегда рисовала образно, даже в детстве, юности, молодости. Но тогда эти образы состояний были более или менее приближенными к реальности. Я хорошо помню момент, когда я почувствовала себя художником. Это было начало настоящего пути. Все, что было до этого — было его поиском, как впотьмах, на ощупь. У меня в руках были клочки бумаги и карандаш. Я решила подготовиться к уроку рисования с одной знакомой девочкой, которую ждала в гости. Задумавшись над тем, что я ей предложу порисовать, я стала почти не глядя водить карандашом по бумаге. Так погруженная в свои какие-то мысли, я вдруг обнаружила необычные рисунки. Они были всего в нескольких линиях, но это были образы совершенно несвязанные ни с чем во внешнем мире. Откуда они появились? Они вынырнули из листа практически без усилий с моей стороны. Я не думала о том, что рисовать и как, они просто появились, выплыли изнутри так свободно и спонтанно, что стало ясно — это только начало. Так и получилось. Любопытство, что же будет дальше, гнало меня вперед с неудержимой силой. Уже больше 10 лет я рисую таким элементарным способом. И до сих пор, взяв в руки маркер, я не знаю, что появится в следующий миг на листе белой бумаги. И появляется то, что и представить себе невозможно. Ведь внутренний мир невидимый, непонятно, что он содержит в себе самом. Картины проявляют все скрытое, что находится внутри, делая это зримым. Рисование приоткрывает тайны внутреннего мира и воображения. И это безумно интересно. А ты как понимаешь абстрактное искусство? Оно тебе близкое по духу или совсем чужое?
Мария Трудлер, «Дикарка», 2002 г
Я: Я как раз хотела спросить тебя, как ты поняла, что стала художником, но ты опередила и ответила.
Абстрактное искусство мне не чужое, оно мне интересно: все эти возникающие образы...
Абстракция в живописи для меня сходна с абсурдом в литературе. Я начала осознавать абсурд, лишь когда у самой возникла потребность выразить сложные внутренние чувства через странные, порой, непонятные никому, кроме автора, образы. Этот момент был ключевым для меня, сродни открытию. Прекрасный момент.
Мне кажется, мастер, так или иначе, абстракцией изображает реальность (и твои слова подтверждение этому). Но изображает не открыто, передаёт образами лишь настроение возникших чувств в душе. В какой-то степени, это из-за неуверенности, страха показать себя реального. Как ты думаешь?
Единственное, что смущает меня в абстрактной живописи, это большая популярность её у молодых художников. Должен ли, на твой взгляд, художник прежде, чем рисовать абстракцию, научиться рисовать реальный мир? Не лазейка ли это для неумелых зваться художниками? Или это предубеждение?
Мария Трудлер: Как интересно. Мне кажется, что ближе всего к абстрактной живописи поэзия и музыка. Только там отрываются от прямого описания и подражания реальности. Проза для меня соседствует с фотографией. Абсурд в литературе в чем-то сходен с абстракцией в живописи, ты права, Юля. Сама прошла бурное увлечение абсурдом, писанием абстрактных, бессмысленных текстов. Мне нравилось это занятие — писать словами, отключив голову. Но потом этот период закончился. Также как период чистой абстракции в живописи и рисовании. Я считаю его самым сильным. Чистая абстракция — это преодоление всех своих барьеров и страхов, ведь она вытекает из большой самоуверенности, можно сказать наглости, дерзости, из большого ощущения внутренней свободы. Абстрактные образы раскрывают сердцевину желаний, мыслей, ощущений на своем художественном языке. В них больше правды, чем в изображении реальных образов, которые только скрывают суть, давая представление о некой внешней поверхности жизни. Зачем повторять видимый всеми мир? Для меня это до сих пор загадка.
Мне кажется, что художник должен забыть слово «должен» раз и навсегда, если он хочет состояться и стать настоящим творцом. Я говорю полностью серьезно. То, что считают остальные — это не имеет никакого значения. Каждый пусть решает за себя сам. Все дороги хороши. Кто думает, что лично ему надо учиться изображать реальность, может со спокойной совестью идти в художественное заведение, там его всему научат. Кто чувствует, что способен обойти стороной эти знания, путь свободен. Что должен художник делать, чтобы быть художником? Все знают, кроме самих художников. Люди считают, что ответ на этот непростой вопрос им абсолютно ясен. Но их знания — это действительно набор штампованных и неоправданных предубеждений, передающихся из поколения в поколение совершенно напрасно. Мне кажется, многие молодые художники, даже если они не учились, проходят реалистичный этап именно для того, чтобы доказать всем и себе в том числе, что они умеют рисовать. А те, кто учились, со всеми своими умениями, обыкновенно не знают, что делать дальше. Ведь умение рисовать реалистично, абстрактно или в любом из существующих направлений или стилей, это еще не значит быть художником. То, что человек способен освоить и применить технически какой-то метод рисования, не делает его художником автоматически. Неужели это непонятно? И соответственно — это желанное звание — художник — не для него. И лазейка из званий, наград, выставок, школ не помогает почувствовать себя творцом. Я знаю, о чем говорю. Юля, ты пробуешь рисовать реалистично. Ты видишь в этом смысл?
Мария Трудлер, «Иона», 2003 г
Я: Мне нравится абстракция, и я её понимаю. Но сама не хочу рисовать абстрактно. Может быть, пока. Я вижу смысл в рисовании реалистично, но не просто копировать окружающее, конечно, а привносить своё видение. Ведь реальный мир на картинах разных художников настолько различен... это ведь интересно! А также, мастерство запечатлеть какой-то миг, настроение, внутреннее состояние человека. Для меня картины, не абстрактных тематик, всё равно не реальность, это иной мир, может, поэтому я не задаюсь таким вопросом. Вообще, это тема для отдельной статьи, настолько она полемична, мне кажется.
Тебе вообще окружающая среда нравится? Ты видишь в ней красоту, именно в искусственной среде?
Мария Трудлер: Как раз внутреннее состояние и настроение хорошо передается абстрактными образами. Окружающий мир все видят по-разному, изнутри себя, поэтому такая разная реальность в картинах художников.
У меня сложное и противоречивое отношение к видимому, внешнему миру, который меня окружает. Я его понимаю, как большое и трехмерное зеркало моей внутренней жизни, только снаружи. Мне интересно в него смотреть, так как это мой мир. Таким его вижу только я и никто другой. Но меня привлекает глубина, а не поверхность. Поэтому я размышляю над тем, что скрывается за этими сменяющимися картинками моей реальности. Что означает то, что я вижу? Это материя или иллюзия? Я вижу, кроме красоты, еще много вещей. И это все меня смущает и провоцирует размышлять, уводя опять вглубь. Мне интересно искать смысл, причины, корни происходящего. Может поэтому, я не могу, как следует, ответить на твой вопрос.
Мария Трудлер, «Жирафы», 2003 г
Я: Ясно. Понятна твоя позиция, или, точнее, мироощущение. Я имела в виду более банальный контекст, более узкий смысл. Например, многие художники черпают вдохновение из окружающей природы (естественной), сюда я отношу и чувства: любовь, ненависть и прочее. Некоторые видят эстетику в искусственных вещах: машинах, мебели, домах, дорогах, городах... Тут, вот, возникла такая мысль. К чему относить тогда произведения творчества?
Мария Трудлер: То есть, если я правильно тебя поняла, ты к искусственной среде относишь всю материю, созданную человеком, а к естественной — чувства. Только почему они относятся к окружающей природе? Ведь они внутри нас находятся, и составляют наш внутренний мир. Или ты думаешь, чувства создают тоже некую ощутимую атмосферу, поле, в котором живут все люди вместе и по отдельности?
Могу еще дополнить предыдущий твой вопрос. Искусственная среда, как ты ее называешь, вещественный, материальный мир мне почти не интересен. Можно смело убрать это почти, конечно, но оставлю все-таки, чтобы не показаться совершенно оторванной от мира реальности. Но и еще для справедливости ради: искусство ведь тоже искусственная среда, ты права. А оно меня интересует. Из всего, что делает человек, меня интересует только искусство. В разных формах. Но искусство ведь тоже материализуется в вещь, хотя таковой по сути не является.
Но ее принимают за предмет, обычный, как и все остальные. Продукт для потребления. Только более сложного, утонченного, чувственного, интеллектуального, а не примитивного, близкого к телу, как еда, одежда, мебель и так далее. Я же отношусь к искусству, не как к эстетичной субстанции для избранных, призванной наслаждать зрение, слух или мозг, к примеру, а как к средству самопознания. Это еще один путь приближения к Всевышнему. И этот путь оставляет следы в виде картин, книг, музыки... Может быть это поиски только, стремления и чаяния, но в настоящем искусстве видны эти искорки. Они пронизывают произведения искусства, одухотворяя и оживляя их. Но картины или книги без души, конечно, просто предметы, ничего более, к сожалению.
Я: Ты почти правильно поняла меня (однако, бывают исключения), а чувства я отношу к естественной среде просто потому, что они настолько же натуральны, как и природа, жизнь...
Тема разговора искусство и отношение к нему. Недавно я написала статью про дадаизм, и в комментариях были фразы, смысл которых такой: «Это не искусство». Или, например, многие так относятся к абстракционизму: «Такое искусство я не понимаю». Что можешь сказать на этот счёт?
Мария Трудлер: Ничего не поделаешь. Искусство не для всех. Понимают и чувствуют его очень мало людей. К этому можешь начинать привыкать. И объяснить практически невозможно — что искусство, а что нет. Люди прекрасно жили и живут без него, обходясь только самыми практичными и полезными для них вещами.
Искусство не входит в число жизненно необходимого, так что интерес к нему очень слабый. Ведь люди не понимают зачем лично им оно нужно, и по какой причине его так превозносят.
Все, что связано с искусством, для них очень далеко и непонятно. Искусством живут люди творческие, для которых это еще одна параллельная реальность. А для остальных — как будто ее и вовсе нет...
Мария Трудлер, «Изгнание из рая», 2008 г
Мария Трудлер, «Звуки музыки», 2008 г
Я: Согласна с тобой. Но ответь напоследок на такой вопрос. Искусство, я поняла, для тебя неотъемлемая часть жизни, материальный мир имеет меньшее значение, и всё-таки... Ты хотела бы стать художником с мировой известностью? Хочется услышать искренний ответ. Кстати, натолкнул на такой вопрос фильм «Ахиллес и черепаха», про который я писала у тебя на блоге.
Мария Трудлер: Я уже не один раз тебе говорила какая ты умная девушка. И ты, конечно, все понимаешь, задавая такой провокационный вопрос. Трудно дать ответ на него, не став сразу смешной, даже только в собственных глазах. Мне не хочется отвечать. Даже наедине с собой я не спрашиваю себя об этом. Потому что все в нашей жизни решает Всевышний, а не мы. Наши желания и мечты не имеют абсолютно никакого значения. Обычно так бывает, что те художники, которые неудержимо стремятся к славе, ее не достигают. Как говорится, хотеть не вредно. И это очень хорошо и откровенно показывает Такеши Китано в своем потрясающем фильме «Ахиллес и черепаха». У настоящих творцов, высшая цель — это не слава и деньги. Так как признание и богатство, стоят гораздо ниже в иерархии их моральных ценностей.
Чтобы желать этих мнимых наград за свои труды, придётся опускаться по духовным ступеням.
То есть говоря, простым, народным языком — продать душу дьяволу. Разрушая все на своем пути к известности, в погоне за этой сводящей с ума иллюзией — удовлетворением своих болезненных амбиций, какое искусство можно создать? А до чего можно докатиться, стремительно падая вниз, продемонстрировал японский режиссер своим автобиографическим фильмом. Желание славы — это одна дорога. Мечта создавать искусство — совсем другая. Наверное, они могут в один миг и пересечься, но я думаю, что от человека это не зависит. Хочу ли я стать художником с мировой известностью? Если бы все случилось само собой, без малейших усилий с моей стороны, наверное, не отказалась бы от этой возможности. Просто потому, что известность дает большую свободу реализовать свой творческий потенциал. Не знаю... Где заканчивается искренность и начинается лицемерие в этом вопросе? Я знаю одно совершенно точно. Я всегда хотела стать художником, создающим большое искусство — настоящее, искреннее, волнующее. Искусство, которое пробуждает сердца и умы людей. Делает их лучше и красивее душевно. Искусство, после встречи с которым, человек становится другим. Моя мечта — творить. Быть настоящим художником. Писать картины. Создавать одухотворенное искусство, прекрасное и живое, в котором светится искра свыше.
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер // 2 ноября 2013 // 52
- Мариус ван Доккум – Шпицвег XXI века // 14 мая 2013 // 9
- Фотомоменты Рене Мальтета // 1 мая 2013 // 7
- Чен Вен Линг - мастер китайского стеклопластика // 14 января 2013 // 8
- «От профессии иллюстратора я хочу всего!». Весёлые иллюстрации Ольги Шашкевич. // 26 ноября 2012 // 36
К записи 52 комментария
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Хорошо мы побеседовали с тобой, Юля. Больше всего я удивилась, что ты поставила «Дикарку», хотя это почти мой автопортрет.
Ответить
Юлия Риа:
июня 3, 2011 в 11:01
Дикарка очень цепляет, притягивает. В том посте у тебя за 2002 год было несколько подобных портретов, все они мне очень понравились.
Ответить
июня 3, 2011 в 12:38
А вот удивлена только тем фактом, что выбранные тобой, Юлечка, картины являются моими любимыми из творчества Маши!Особенно «Дикарка» и «Иона».
«Дикарка» меня очень давно зацепила! Я, кажется, где-то об этом уже говорила!
Ответить
июня 3, 2011 в 13:58
Как здорово это знать! Аленушка, я, наверное, была вашей ровесницей с Юлей, когда нарисовала свою «Дикарку», может поэтому она вам так нравится.
Но «Иона» все-таки и у меня одна из любимых работ. В чреве кита — это я, собственной персоной.
Ответить
Юлия Риа:
июня 3, 2011 в 14:06
Я так и подумала, что это ты себя изобразила)
Ответить
июня 3, 2011 в 16:23
По большому счету, все мои герои — это я в разных состояниях и обличьях.
Ответить
Какое интересное интервью! Еще раз говорю: «Маша, тебе надо выпускать книгу или альбом!»
Ответить
июня 3, 2011 в 11:05
Я ей тоже советовал книгу написать:) По моему давно пора:)
Ответить
июня 3, 2011 в 11:23
Кто же будет тогда за меня картины рисовать? Вот Юля — писатель, она настоящие книги пишет, а я просто веду дневник.
Ответить
Юлия Риа:
июня 3, 2011 в 11:34
Маша, ты и рассуждать отлично можешь! Но картины, да, надо-надо тебе продолжать рисовать))))
Приятно слышать такое про себя... Только, вот, с этой мыслью свыкнуться надо, поверить, тогда, может, и публиковать начнут
Ответить
июня 3, 2011 в 14:06
Не знаю чего ждут издатели. Ты меня, например, уже заинтриговала, хочется что-то прочесть из твоих книг, хоть чуть-чуть.
Ответить
июня 3, 2011 в 11:21
Спасибо, Гани! Но книги пишут писатели, а я художник.
Ответить
Маша! Первое впечатление от «Дикарки» — автопортрет!Он очень целостен с твоими словами...
По поводу образования хочу сказать как художник, имеющий его...
Художник и человек, имеющий худ.образование — совершенно не одно и тоже. Из 8-ми человек нашей группы если еще один и рисует(кроме меня ) — это хорошо...
Маша, соглашусь с тобой, что художник — это тот, кто живет параллельно в другом мире, который большинство не понимают, но для него этот мир — реальность. И он не может не творить!!! А что он рисует и как, с образованием или без — это вторично. И это выбор самого художника.
Юлия! Интервью интересное!
Ответить
июня 3, 2011 в 11:28
Спасибо большое, Оля, за такие добрые слова!
Мои слова по поводу образования — это всего лишь наблюдения из жизни. Обыкновенно, после учебы продолжают рисовать считанные единицы, как ты и сказала. Почему так происходит — можно выяснять долго, но это факт...
Ответить
Юлия Риа:
июня 7, 2011 в 23:14
Спасибо, Ольга! Заходила на ваш блог — интересно почитать, много нового.
А вы соглашаетесь на гостевые посты (про батик)? Недавно была на выставке (кстати, завтра должна опубликовать обзор её), впервые увидела такие картины, ощущения интересные, но про технику, и вообще про этот «жанр» знаю мало. А тут вы
Ответить
Маша и Юля молодцы. Большую работу проделали.
Маша, какое по счету это интервью с тобой? )
П.С. Юля, открытка пришла?:)
Ответить
Юлия Риа:
июня 3, 2011 в 11:10
Спасибо, Сергей! Интервью было долгим, но очень интересным
P.S. Открытки вчера не было, может сегодня.) Я сообщу!
Ответить
июня 3, 2011 в 11:33
Это третье интервью, Сергей, первое ты у меня взял. И оно тоже получилось замечательным.
Юля, надеюсь, наша беседа тебя не утомила.
Ответить
Юлия Риа:
июня 3, 2011 в 11:36
Нет, наоборот, сложно было остановится.
Ответить
июня 3, 2011 в 13:32
О ты меня обошла по этому показателю:) У меня 2. И два отвалились.
Ответить
июня 3, 2011 в 14:04
А почему «отвалились»?
Скоро, кстати, выйдет интервью с Юлей. Оно сейчас готовится. Открываю вот такой маленький секрет. Мне очень захотелось задать ей свои вопросы на интересующие меня темы.
Ответить
июня 3, 2011 в 14:37
Не знаю почему. Сначала предложили, а потом забили на это:)
Ответить
Картина «Изгнание из рая» особенно почему-то запомнилась. У тебя там целая подборка подобных картин:www.mariatrudler.com/?p=1244
Очень они тревожные...
Ответить
июня 3, 2011 в 11:43
Тревожность идет от темных первых слоев, которые зашли в фигурки героев, а последний фон их «вырезал» по контуру светлым слоем акрила.
Очень сложный для меня был год во всех отношениях. Конечно, это чувствуется в картинах.
Ответить
Вот что мне безумно нравится у Марии, так это даже если картины иногда и непонятны, но с ней всегда можно интересно поговорить. Мало видела таких собеседников, которые ИСКРЕННЕ интересуется другим человеком и очень доходчиво излагают свои мысли
Ответить
июня 3, 2011 в 16:21
Вот ИСКРЕННЕ интересуюсь я только теми, кто мне действительно интересен. Это не так уж много людей.
Спасибо за комплимент, Кристина! Я всегда считала, что излагаю свои мысли путано и несвязно.
Ответить
июня 3, 2011 в 22:59
Может быть и я также.Поэтому и понимаем друг друга. Надеюсь. что понимаем)))
Ответить
июня 4, 2011 в 12:40
Стараемся понять. А это уже многое значит. Мне всегда интересна твоя точка зрения.
Ответить
Кристина, спасибо большое! Мне самой мои картины совершенно непонятны, поэтому я и стала вести дневник — чтобы разгадать, что же я все-таки рисую. Ведь картины — это чувства необъяснимые, но при большом желании можно их частично перевести на более разумный язык слов.
Ответить
июня 3, 2011 в 23:00
Ага...или другие подскажут, что ты нарисовала)))
Ответить
июня 4, 2011 в 12:42
Случается, что зрители видят яснее и глубже меня. И это удивляет.
Ответить
Меня всегда ставит в тупик противоречивость рассуждений о штампах, знаниях, стремлениях. Безусловно, каждый имеет право на свою точку зрения, и я никоим образом не отвергаю то, что ты говоришь, Маша, на эти темы. Но у меня всегда всплывают вопросы, когда я начинаю сопоставлять такого рода идеи. Касаемо знаний, передаваемых людьми из поколения в поколение, будь то наука, культура, медицина, и проч. — без этого не было бы тех элементарных для нас сегодня вещей, с которыми мы живем. Все то, чего достиг сегодня человек во всех направлениях получено только благодаря передаче знаний, их развития, и в какой то момент их отвержения, да. Но все же на базе, ведь чтобы отвергнуть, нужно иметь что отвергать. (В этот момент я всегда понимаю, что мой собеседник с легкостью может возразить, уж особенно про медицину. Но я не очень понимаю, зачем, когда раньше люди умирали от банальной лихорадки, а сегодня они могут жить, другое дело, для чего они живут.) Это касается всех направлений, но если взглянуть на художников — ведь великое их множество, и даже самых гениальных — Да Винчи, Микеланджело — прошли классический путь от ремесленника. Не будь они так одарены, они, конечно, не стали бы тем, кем мы их знаем. О стремлении к славе, деньгам — многие художники хотели зарабатывать, и делали это, будучи чрезвычайно талантливы. Вспоминаю почему-то именно авангардистов, которые открывали свои выставки и демонстрировали свое творчество, вызывая споры — ведь это и есть желание быть увиденным (не говоря о постмодернистах)))
У каждого свой путь, что естественно. Но, пытаясь понять выражения о штампах, о стандартах, я неизменно возвращаюсь к тому, о чем написала выше. Я вижу здесь противоречие.
И как увидеть грань между лазейкой невежества и лазейкой званий и наград? Ведь существует и одно, и другое, и даже не знаешь, чего больше)
Прошу прощения за многословность)
Ответить
июня 4, 2011 в 11:04
Саша, я говорила исключительно о живописи и художниках, упоминая о передающихся штампах, как эстафетной палочке. Причем сказала, что это мое мнение, которое я никому не навязываю, упаси Бог.
Науки и искусства — это разные знания. О человеке, конечно. Но их лучше не сравнивать так прямолинейно. Ты права, что развитие идет ступенчато — принятие — отвержение, разрушение — созидание. Человек вообще что-либо понимает из противоположного состояния. Если принимать знания, не оспаривая их и не отвергая — то это путь машины, а не человека. Надо подвергать сомнению предыдущий опыт — в этом и есть развитие. Иначе можно долго и счастливо заблуждаться по многим вопросам.
Я не отвергаю традицию, обожаю многих художников, как предшественников, так современников. Просто существуют до сих пор предубеждения, которые не дают молодым, начинающим художникам свободно развиваться, сковывают их. Только об этом я и говорю.
Что же мешает хотеть славы и денег? Да на здоровье. Вся жизнь может уйти на это желание. Авангардисты и многие художники, ставшие известными, просто жили искусством, жили в искусстве, говорили о нем, показывали и ждали ответную реакцию, как своих собратьев, так и публики. Они были помешаны на искусстве. Оно было на первом месте для них по значимости. Их целью и смыслом жизни. Но у художников, у которых больше стремление к известности и богатству, желание к искусству снижается, скатывается на второе место, как мне кажется. Или даже не на второе... А становится просто средством к достижению цели — славы и денег. Но к этой цели ведь можно выбрать и другие средства. Зачем использовать искусство?
Про лазейки. Смысл вопроса мне не ясен. Человек сложное существо, в нем многое намешано.
Ответить
июня 4, 2011 в 19:24
с лазейками все просто: кто-то использует эти понятия о штампах и стандартах, которые сковывают душу, как способ эпатировать публику, восклицать о своем особенном видении, которое на деле не имеет никакой почвы, а лишь желание выделится и отличится среди толпы. ну а лазейки с регалиями и званиями понятны.
мне иногда кажется, что наша жизнь — это сам по себе уже штамп, и даже богатый внутренний мир особенного человека, будь то художника или музыканта или писателя, — это штамп других таких же особенных.
и такое восприятие штампованности не может распространятся на что-то одно, мне кажется, т.к. я воспринимаю жизнь как целое, состоящее из множества направлений, но восприятие жизни ведь едино.
но я безусловно выражаю только свое мнение, и понимаю, что ты выражаешь свое, просто решила развить тему)
Ответить
июня 6, 2011 в 11:39
Очень интересное развитие темы. Ты уплыла в глубокие воды рассуждений. Не догнать.
Желающих эпатировать всегда много. Но никакие слова не прикроют реальной пустоты, если она есть.
Про штампы и штампованность. Мне кажется, очень близко к истине твое ощущение. Ведь мы по сути «штампы» (противоположные по сути) отпечатки Всевышнего и нет у нас ничего своего.
Иногда я чувствую свою собственную банальность почти физически...
Ответить
Юлия Риа:
июня 7, 2011 в 23:10
Хм. Штампы, штампы... это да. Странно, но я не ощущаю свою жизнь штамповой. Пусть даже это (не ощущение) есть тоже штамп. Парадокс? Но если бы я думала иначе... это же тоска, депрессия. Нет?
Ответить
июня 10, 2011 в 10:45
Да. Спасение только в творчестве. Иначе тоска неминуема.
Ответить
Какое насыщенное интервью. Спасибо огромное, а то последнее время всё больше и больше каких-то пустышек «об искусстве и творчестве».
Ответить
июня 6, 2011 в 11:30
Спасибо большое, что оценили! Очень рада, что вам понравилось.
Ответить
Юлия Риа:
июня 7, 2011 в 23:08
Я тоже рада, что понравилась беседа, Мария — отличная собеседница!
Заходите в гости чаще
Ответить
июня 7, 2011 в 23:12
Чаще не уверен, что получится, ничего не успеваю(
А от неожиданно начавшегося лета вообще соображать перестал.
Ответить
Юлия Риа:
июня 7, 2011 в 23:17
В этом вас понимаю, времени у самой мало.(( Лето, правда, у нас в Оренбурге пока не вступило в полные права, а сегодня, так вообще холодно.
Вы подписывайтесь на обновления, интересное если увидите, тогда зайдёте
Ответить
июня 10, 2011 в 10:47
Летом мозги начинают плавится однозначно. Но все же заходите в гости!
Ответить
Наконец-то добралась я до этого интервью — оно уже несколько дней висит у меня открытое в браузере, не закрывала, так как знала. что так Маша об искусстве не скажет никто. Впрочем и хозяйка молодец, ведь именно она задавала тон и направляла интервью. И хотя не во всем согласна с Машей я всегда с удовольствием читаю ее мысли, возможно я и сама приду к ним, возможно сейчас еще не время!
Ответить
Юлия Риа:
июня 9, 2011 в 12:59
Спасибо, Оля Для первого опыта такие отзывы очень важны, вдохновляют.
Маша очень неординарно рассуждает, заставляет задуматься над многими вопросами, касающиеся живописи и вообще искусства. К некоторым её убеждениям сложно сразу прислушаться, ты права, но направление её мыслей мне близко
Ответить
июня 9, 2011 в 13:18
Вот, вот и я о том же О направлении!
Ответить
июня 10, 2011 в 11:00
Юля, ты сама заставила меня хорошенько задуматься своими интересными вопросами.
Ответить
июня 10, 2011 в 10:55
Оля, спасибо тебе, расхвалила нас и обласкала, прямо мед на душу. Меньше всего я хочу, чтобы кто-то со мной соглашался. Я же призываю иметь собственные мысли и мнения, к СЕБЕ прислушиваться призываю! Поэтому, я уверена, Оля, что ты со временем, не к моим мыслям придешь, а к СВОИМ мыслям, выводам и ощущениям.
Ответить
У Маши действительно есть литературный дар, она так поэтически повествует о своих внутренних переживаниях, что на яву представляешь, как она создает свои картины, словно сама при этом присутствуешь.
Ответить
июня 12, 2011 в 13:54
Спасибо большое, Галина за вашу неизменную поддержку! Я так рада, что вам интересны мои дневниковые заметки о творчестве. Вы так умеете красиво сопереживать всем настроениям и картинам, какие-бы странные и непонятные они не были.
Ответить
Замечательное интервью, спасибо, Юлия.
Ответить
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (904) 332-62-08 Алексей
Ответить