Альбрехт Альтдорфер, «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия»
Рубрика «История одной картины»
Автор: Евгений Сусманович
Тонированная бумага, масло, 1510 г. 28 × 22,5 см
Изображение увеличивается
Многие сотни поколений людей жили в эпоху, о которой мы имеем самые смутные представления. Кто знает, чем отличается житие горожанина начала XIV от его пребывания в конце оного столетия? Более того, нам трудно различить быт и нравы начала и конца отрезка длиной в тысячу лет! Целые столетия смазаны для нас в одно время, мрачное и дикое. Средневековье.
Такое имя историческому периоду дали мыслители Возрождения, обозначив период от падения античного Рима до их времени, которое они естественно назвали Новым. Так же естественно вся культура раннего Возрождения переплавляла в себе жизнь и наследие ближайшего прошлого.
Немецкий гравёр и художник Альбрехт Альтдорфер (1480 — 1538) считается ярким представителем германского Возрождения. До 1507 года он гравёр, а потом пробует себя в живописи. «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия» — одна из первых его картин. И вот оно, Возрождение: подавляющая часть композиции занята величественным сказочным лесом, и лишь малая часть наполняется символами средневековья. Святой Георгий, весьма почитаемый католичеством персонаж, убивает (?) не дракона (дьявола), как это передаётся нам древними писаниями, а жабу, тоже порождение дьявола, но более широкий образ. Изображение жабы, в качестве символов серы, колдовства, ведьм и чёрной магии — давняя традиция. Да взять того же василиска с петушиной головой, змеиным хвостом и туловом и глазами жабы. Сам Босх частенько рисовал сатану в жабьем обличии.
Фрагмент картины Иеронимуса Босха «Несение креста» (1516)
Итак, святой Георгий и жаба. На картине Альтдорфера не видно, чтобы святой убивал жабу, как это принято изображать в его битвах со змеем. Но, во всяком случае, он, маленькая фигурка на фоне огромного леса, сражается с нею.
Паоло Уччелло, «Битва Святого Георгия со змеем» (1456)
И хотя чаща суть олицетворение таинственного враждебного человеку мира, можно всё-таки говорить о переходе к чистому пейзажу, к изображению натуры, не обременённой глубоким символизмом.
Искусствоведы говорят, что акварельные пейзажи Альбрехта Дюрера не имели продолжения в его творчестве, и поэтому немецкая живопись начала XVI века находилась на пороге пейзажа. Альтдорфер со своей картиной «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия», следовательно, может считаться пионером немецкого пейзажа.
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Франсиско Гойя, "Молочница из Бордо" // 12 ноября 2011 // 4
- Казимир Малевич, «Чёрный квадрат» // 6 ноября 2011 // 33
- Сальвадор Дали, "Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба" // 24 августа 2011 // 11
- Василий Верещагин «Апофеоз войны». // 25 июня 2011 // 11
- Рембрандт ван Рейн «Даная» // 16 июня 2011 // 17
К записи 24 комментария
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Очень интересные картины
Ответить
Впечатлил и рассмешил Паоло Уччелло. Его стиль один к одному современная фантастическая иллюстрация с драконами, рыцарями и принцессами.
Очень люблю европейское средневековое искусство. Оно такое наивное и красивое. ))
Ответить
Евгений Сусманович:
декабря 17, 2011 в 17:42
Вот теперь сам посмеялся; уже настолько привык к действительно наивному изо средневековья.
На самом деле начало статьи это про меня. Только сейчас, благодаря Умберто Эко, я заинтересовался средневековьем. До сегодняшнего дня — тёмный лес.
Ответить
Это ж, сколько надо терпения, чтобы лес такой маслом выводить. Он и сам, наверное, забыл про сюжет — так уважаемые представители святой инквизиции во время напомнили. «В темном лесе, в темном лесе».
И в те времена жабу недолюбливали. По — моему ее только русские в статус народной героини возвели.
Ответить
Евгений Сусманович:
декабря 18, 2011 в 17:45
Не понял. Как инквизиция напоминала Альтдорферу?
Ответить
декабря 18, 2011 в 19:35
Наверное, разжиганием пионерского костерка или шепотом:))
Ответить
Евгений Сусманович:
декабря 19, 2011 в 17:17
Ну да, точно. Надо было самому догадаться.
Ответить
Человеку свойственно бороться с тем, что его пугает.
Ответить
декабря 18, 2011 в 20:43
Это точно. Раньше были змеи, да лягушки, сейчас — люди, перестройки, кризисы. У каждой власти своя сказка.
И чтобы не было уж так серьезно и страшно, есть и такое толкование сюжета. Вышла девушка во дворик из своей скромной пещерки змейку выгуливать, а тут рыцарь на белом коне и нет бы руку и сердце предложить – на, копьем в глазик змейке. Девушка и оторопела. Только и успела, что руками развести. «Зачем домашнее животное калечить?» Но даже рыцари бывают – «Ко».
Ответить
Картина с деревьями навевает какие-то странные ощущения первобытной природы. Ни домов, ни заводов, ничего. Только лес и один всадник наевшийся грибов.:)
Ответить
Евгений Сусманович:
декабря 19, 2011 в 17:19
Между прочим там ещё хижина отшельника имеется. Её куда?
Ответить
декабря 19, 2011 в 17:38
да? Честно не увидел. Это там в далеке? Если что, то придать огню:) Чтобы дикой природе ничто не мешало:)
Ответить
Я всё же не поняла, зачем так много леса.
Ответить
Евгений Сусманович:
декабря 19, 2011 в 17:21
Соскучились немцы к началу 16 века по природе. А то одни герои библейские.
Ответить
декабря 20, 2011 в 17:52
А я бы леса меньше сделала. Но я же не Альтдорфер.
Ответить
Картина впечатляет. Лес совсем дремучий, пугающий.
Ответить
Евгений Сусманович:
декабря 20, 2011 в 20:49
Вот это-то и интересно! Мы видим совсем рядом долину, а нам кажется, что лес дремуч! Это всё из-за верхних двух третей картины!
Ответить
декабря 22, 2011 в 18:22
Ну так он и есть дремучий! Непроглядный совсем!
Хотя действительно, долина-то открыта, просвет есть, а деревья такие густые. Хотя там максимум 2-3 ряда...
Ответить
Мамадарагая, это ж сколько там листочков! там не только жабы, самого Георгия из-за кустов почти не видно. Вот что значит средневековая размеренная жизнь! Интересно, сколько времени он писал эту картину?
Ответить
ирреальность какая-то... инопланетная средневековность
Ответить
Я такого художника и не знал... «Германское возрождение» — смешно, всегда считал, что Возрождение Итальянское. Оказывается — нет. А жаба и дракон, по идее, родственники — те же пресмыкающиеся.
Ответить
Евгений Сусманович:
января 2, 2012 в 19:46
Ну вот здрасьте! Возрождение это как и демократия — и английское выделяют, и французское . Дракон и жаба, конечно, родственники, но по разным линиям — жаба от амфибий, а дракон от рептилий. А раньше всё одно — дьяволово отродье.
Ответить
А НОВОДВОРСКАЯ от амфибии или прямо от сатаны?
Ответить
Евгений Сусманович:
мая 14, 2012 в 20:00
Вы сейчас про её взгляды, или про внешность. Учтите эта женщина больна физически и не последнюю роль в её болезни сыграло принудительное лечение в психбольнице, куда её упекла тогдашняя власть.
Ответить