Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Рубрика «История одной картины»
Автор: Евгений Сусманович
Холст, масло. 199,5 на 254 см
Другое название картины — «Иван Грозный убивает своего сына». Если посмотреть на картину Ильи Репина «невооружённым» глазом, то можно увидеть большую трагедию. На руках у отца умирает, от смертельной раны, его любимый сын. Глаза царя полны горя и отчаяния, страха и боли за родного человека. Отец будто схватил, будто выхватил из-под ударов голову царевича, он пытается спасти сына от неведомого зла, покусившегося на его жизнь. Причём здесь убийство? Что значит название картины «Иван Грозный убивает своего сына»? Разве так убивают?! Неужели и вправду царь во гневе ударил своего сына, да так, что тот скончался на месте?
Нам, конечно, знакома ситуация, когда неосторожное слово, брошенное в припадке слепой ненависти, тут же вызывает реакцию действительно мгновенного раскаяния, и мы любыми средствами пытаемся вернуть слова обратно, исправить нелепое действие. Удар посоха обратно не вернёшь. Иван Грозный в припадке бьёт по черепу своего сына, а ведь вместо этого могла быть, и лучше бы уж оказалась, посуда. Бей посуду! Вместо этого — удар в висок, мгновенное понимание произошедшего, ужас, раскаяние, Иван Грозный обхватывает царевича, в комнате никого (все либо попрятались от страха, либо ещё не прибежали), глаза царя выдают неосознанную невыражаемую молитву, происходящую в его душе. Иван Грозный не убивает своего сына — он получает на несколько секунд очищение, прощение...
Вот, что кажется моему невооружённому глазу. А что по этому поводу говорит история живописи?
Действительно, Илья Ефимович Репин писал человеческую трагедию. Он создал сюжет, навеянный смесью из кровавых сцен корриды, трагической музыки Римского-Корсакого, событий марта 1881 года (убийство Александра II). Репин пишет: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Когда Репин закончит работу и покажет её своим друзьям художникам, все будут поражены и восхищены психологизмом и, проще говоря, силой изобразительного искусства...
А получилось всё по-идиотски. Как только (февраль 1885 года) картину выставили на Тринадцатой передвижной выставке*, сразу же она приковала к себе общественное внимание в смысле своего якобы антимонархического, антигосударственного звучания. У здания выставки дежурили конные жандармы, посмотреть на «Ивана Грозного...» прибыл самолично обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Константин Петрович Победоносцев, пошли слухи о запрете картины. Здесь нужно пояснить должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода и сказать пару слов о Победоносцеве. Должность эта светская и предназначалась для нравственной защиты Веры, Царя, Отечества. Победоносцев за всю историю существования должности — от 1722 года до 1917 — занимал её дольше всех — 25 лет! Антилиберал, ретроград, сторонник укрепления монархии и, без сомнения, весьма образованный и прозорливый чиновник, он пишет царю, и, кстати, своему ученику, Александру III о репинском произведении:
«Стали присылать мне с разных сторон письма, с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения...»
Победоносцев Ильи Репина на этюде к картине «Торжественное заседание Государственного совета», 1902 год.
Кроме того, Победоносцев указывает на фантастический, а не исторический сюжет картины. Репин позаимствовал сюжет о цареубийстве у Карамзина, а тот, дескать, ссылался не на достоверные источники, а на показания каких-то немцев, а те, конечно, ненавидели Россию и царя Ивана, поэтому всё придумали. И сегодня в интернете обсуждают не краски эмоций картины Репина, а историчность сюжета. И даже не сюжет, а кто больше родину любит. Очень может быть, что Иван Грозный и не убивал своего сына.
Короче говоря, тогда в 1885 году даже Павел Михайлович Третьяков, частник, купивший у Репина Ивана Грозного, тайно получил рекомендацию не выставлять картину.
Ныне живущему россиянину настолько наплевать на власть, настолько она утомила его за советские годы, настолько вывернула мозги за перестроечное и «либерально-демократическое» время, что трудно представить себе этого же россиянина готового целовать землю, по которой только что прошествовал царь или пусть даже член царской семьи.
Да, естественно, как и всегда в российской истории вопросы решаются у нас людьми, а не системой институтов; многие из нас и сегодня не прочь посидеть рядом с начальством, с высокопоставленным чиновником, с толстосумом влиятельным и вхожим... Однако больше нет в нас, и уже вряд ли когда объявится сакральное отношение к власти. Самое это понятие уже не ассоциируется ни с высшими силами, ни с высоким авторитетом, ни с этикой, ни с эстетикой. Картина Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581года» невольно оказалась вехой на пути развенчания божественного ореола власти, ценности самодержавия, святости царственной персоны. Повторяю — невольно, поскольку ценность репинского произведения в его противоречивом сочетании крови и раскаяния, жестокости и благости, что так, кстати, свойственно действительно русскому характеру.
Иван Грозный Виктора Михайловича Васнецова (1897)
* Художник Илья Ефимович Репин во время написания картины «Иван Грозный убивает своего сына» (так картину называл и сам Репин) принадлежал к группе художников-передвижников, своеобразной оппозиции тогдашней официальной живописи.
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Ганс Гольбейн Младший «Послы» // 14 июня 2012 // 8
- Эдвард Мунк «Крик» // 27 мая 2012 // 18
- Альбрехт Дюрер "Меланхолия" // 13 мая 2012 // 43
- Альбрехт Альтдорфер, «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия» // 16 декабря 2011 // 24
- Франсиско Гойя, "Молочница из Бордо" // 12 ноября 2011 // 4
К записи 3 комментария
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Ерунда это какая-то, а не рассказ о картине. Где факты? Одни какие-то нападки. Из такого рассказа нельзя понять ничего не о картине, ни о Репине. При чём тут большевики или современность? Не можете рассказать о картине, так не надо было браться.
Ответить
Евгений Сусманович:
октября 21, 2015 в 15:21
а мне понравилась статья. вот сейчас, спустя 1,5 года, прочитал и понравилась
Ответить
Надежда:
февраля 27, 2016 в 20:47
Прекрасная статья;доступная для понимания не только специалиста.Главноеч,что в ней выявлена психологическая,человеческая и историческая правда.
Ответить