Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Эдвард Мунк «Крик»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Евгений Сусманович

 

Масло, темпера, пастель, картон, 91 x 73,5 см

Эдвард Мунк картина Крик

Картина «Крик» самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка (1863 – 1944), одно из самых выразительных полотен экспрессионизма. Такую картину современные издатели массовой литературы могли бы уверенно поместить в подборку с названием типа «Десять самых ужасающих картин в истории».

Произведение выполнено художником, как минимум, в пяти версиях (два варианта – масляная живопись, два варианта – пастель, один вариант – литография) и являет собой хрестоматийный пример понятности живописи широкому кругу зрителей. Живопись сложного эмоционального клубка, живопись не внешних форм и цветов, а внутренний выплеск, переданный кистью и красками, ясно и недвусмысленно ощущается людьми. Что хотел сказать Эдвард Мунк? По-моему, вот прямо, что хотел, то и сказал! И все услышали: множество отсылок в массовой культуре, ажиотаж среди коллекционеров, обращения к «Крику» других художников, масса интерпретаций искусствоведов, психиатров, социологов, просто большие деньги на аукционах, и, как справедливо отмечается, деньги платятся не столько за имя живописца, сколько именно за само произведение. И всё это одна сторона дела...

Ко времени написания первого варианта картины (1893 год) жизнь тридцатилетнего Мунка наполнена опытом боли и отчаяния. Даже читать пересказы о том, как умирала его сестра, когда ему было четырнадцать лет, нечаянно представлять, как она молила о спасении и понимать при этом бессилие отца и брата, даже читать это трудно. Что уж говорить о его переживаниях. С 1880 года Эдвард Мунк начинает делиться своими эмоциями, рисуя первые серьёзные картины. И получает жёсткий отказ от норвежского общества. Молодой художник ссорится с отцом-католиком (а его мама умерла, ещё когда ему было пять лет) и уезжает из Норвегии.

Эдвард Мунк Больной ребёнок

Эдвард Мунк «Больной ребёнок», холст, масло, 119,5 x 118,5 см (1886), изображение увеличивается

Мунк выставляется с переменным успехом во Франции, Германии, снова в Норвегии. Бедность, одиночество, меланхолия… В 1890 году, находясь в Сен Клу под Парижем, Мунк получает известие о смерти отца.

Эдвард Мунк КАРТИНА НОЧЬ В СЕН КЛУ

Эдвард Мунк «Ночь в Сен Клу», холст, масло, 64,5 x 54 см (1890)

1893 год. Мунк снова в Норвегии, Осло (тогда этот город назывался Христианией), обычная прогулка… «я шёл…», «вдруг…», «неожиданно…», «приостановился, почувствовав…», «дрожа от волнения…» — в этом весь экспрессионизм и для Мунка такие неожиданные спотыкания об реальность тоже типичны. Исследователи отмечают пристрастие Эдварда Мунка к дневниковым записям. Даже рама недавно проданного на Сотбисе одного из вариантов «Крика», содержит авторскую надпись – «историю» создания произведения. В одном из переводов фрагмента дневника читаем:

Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и всё небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.

И всё это – другая сторона дела. «Крик» узнаваем, но узнаваем ли при этом крик?

Выше приведена репродукция картины маслом, хранящейся в Национальном музее города Осло. Ещё две версии находятся в музее Мунка. И вот вариант (пастель) из частной коллекции, проданный на Сотбисе

Эдвард Мунк Крик

При подготовке статьи использована работа Анджея Кобоса в переводе Андрея Евпланова, автора интересного сайта


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 13 коммент.

Я слышала о продаже «Крика», и тогда же посмотрела репортаж а потом репродукцию.

Интересно, зачем такие работы покупают для частных коллекций? Мне кажется, картины подобного настроя нельзя держать в доме, им место только в галерее, чтобы посмотреть и идти дальше, к свету.

Ответить

Евгений Сусманович:

Да, на сегодняшний день это самая дорогая картина в мире. Такие вещи приобретаются по разным причинам, но вне зависимости от причин хорошо, что они продаются и покупаются: одну и ту же картину перепродают несколько раз, а деньги, как правило, идут на социальные цели.

Ответить

Кристина:

Может, чтобы посмотреть и понять, что кому-то также плохо, как и тебе. Мне, конечно, картина не по душе — я бы не то, чтобы миллионы, сотни рублей не отдала бы за нее, но прочитав рассказ о судьбе художника, мне она стала интересна и где-то понятна.

Ответить

Евгений Сусманович:

Там на мосту Мунка, судя по дневнику, действительно сильно тоска прижала. Так вот он ответил ей...

Ответить

Юлия Риа:

Я, кстати, тоже всегда к этой картине была равнодушна, не цепляла она меня, слишком мрачная. Но, узнав её историю, тоже несколько поменяла отношение и к картине, и вообще к творчеству Мунка.

Ответить

Wee:

А мне кажется у ЛЮБОГО человека есть история душе...хмм...щипающая. И это просто наша сущность, что обязательно хочет связать такие две реальности как жизнь и творчество. :roll:

Ответить

Юлия Риа:

НЕ представляю творчество, на которое никак не повлияла жизнь человека. Но иногда бывает, картина, книга, стихотворение, песня проникают внутрь души сразу, с первого взгляда :) а иногда, наоборот, узнав поподробнее, поближе, обстоятельства, меняется и отношения к произведению творчества :)

А про душеЩепающую историю, согласна. У всех что-нибудь, да найдётся.

Ответить

Wee:

Да, Юль,ни в коей мере не утверждаю, что это не связано. Может, я просто не так выразилась .) Мы просто склонны интерпретировать все так... как мы интерпретируем. На то это и интерпретация — наше мнение, наши логические цепочки, выводы.) Это как с гороскопом и предсказаниями в печеньках — что угодно можно привязать к чему угодно .) Это так и должно быть. Иначе, думаю, и не получится. Просто мне все равно кажется, что никакая жизненная история Мунка не делает его Крик шедевром. Ну, лично для меня.)Хотя, безусловно, интересно знать, что ж творилось в этой голове .)))

Ответить

Ох, не знаю... Не впечатляет меня этот «Крик»... Не понимаю, чего эту картину все так переоценивают. Такую страшилку мог любой ребенок нарисовать. Но это сделал Мунк.

Вот «Больной ребенок», на мой взгляд, картина хорошая. Просто ее так не пропиарили как «Крик»...

Ответить

Евгений Сусманович:

«Больной ребёнок», а также и «Мадонна» мне у Мунка больше всех нравятся. А что до твоего непонимания переоценки картины, так это всегда так с картинами. «Крик» же сам себя пиарил: то украдут его, то несчастный случай с его обладателем, отсюда и поверья пошли разные. Пиар есть пиар. Про ребёнка это ты зря, хотя сейчас дети в Норвегии «Крик» перерисовывают на все лады :twisted: Мунк у них, как у нас Пушкин, или Васнецов

Ответить

Wee:

Дети?Крик? Чего-нить хорошее бы лучше перерисовывали .))) :roll:

Ответить

Впервые увидев картину «Крик» мне показалось, что автор хотел показать одиночество и страдания каждого человека, вне зависимости от того в компании людей он или нет, и то, что человек ощущает страх от этого.

Ответить

Впервые увидев картину «Крик» я подумала что автор хотел передать страх человека перед одиночеством, и даже находясь в толпе людей можно чувствовать себя одиноким, и даже страдания все мы переживаем в одиночестве.

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: