Акварельная живопись. Тревожные и драматические пейзажи Альбрехта Дюрера
Автор: Юлия Риа
Вторая часть статьи про акварели Дюрера и акварельную живопись в Европе здесь.
Как-то давно я услышала фразу, смысл которой можно передать так: «Да, чтобы акварельные рисунки продавать, нужно быть ого-го каким художником! Просто так акварель у тебя никто покупать не будет». Тогда я мало интересовалась этими темами, но в последнее время, всё больше узнавая и изучая искусство, мне стали интересны подобные нюансы. Недавно я задумалась над актуальностью акварельной живописи.
Во-первых. В нашем городе я ни разу не видела в продаже картины, выполненныe акварелью (только маслом), с выставками такая же история, исключения — студенческие выставки, но и то, там больше гуашь присутствует.
1.
Акварельные пейзажи Дюрера
На блоге «Про искусство» Сергей Меркулов поразмышлял, почему масло популярнее акварели, разобрав их по категориям: цена, материалы, заработок.
Я решила продолжить рассуждать и добавила бы ещё такую причину непопулярности акварели: почему-то у многих неискушённых людей акварельная живопись ассоциируется с теми неумелыми школьными рисунками выполненными, как правило, дешёвой некачественной акварелью (акварель в школьных наборах имеет скудный цвет, потому что содержит малое количество пигмента). Акварель, считают, так сказать, для начинающих, а масло — для настоящих художников.
Эту мою мысль подтверждают и комментарии к статье Меркулова. Люди (потребители искусства) не любят акварель, в большинстве своём, потому что не видели акварельных картин, только школьные рисунки. Каждый рисовал в школе акварелью. А маслом?..
Не многие, однако, знают, что писать акварелью гораздо сложнее, чем масляными красками. В конце концов, картину маслом не испортишь, всё можно переделать. Акварель же требует более внимательного отношения, выверенных мазков.
Не зря акварельная техника начала развиваться в Китае (тушь, вода, бумага), ещё во 2 веке нашей эры. Известно, что традиционные китайские живописцы годами отрабатывают нанесение мазков, и лишь после уже берутся за написание картин.
Поэтому, в просветительских целях, буду публиковать работы акварелистов.
Начну с немецкого художника, Альбрехта Дюрера, который в начале 16 века серьёзно занялся акварелью (гуашь в работах использовал, как дополнительный материал). Его можно считать родоначальником акварельной техники в Европе.
2.

Церковь святого Иоанна, акварель и гуашь, 1489.
Написана Дюрером примерно в 18 лет. Изображает церковь близ Нюрнберга. Сейчас временно находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
3.

Двор старого замка в Инсбруке в безоблачный день, акварель, 1494.
4.

Двор старого замка в Инсбруке в облачный день, акварель, 1494.
5.

Вид на Тренто, акварель и гуашь, 1494. Меня гипнотизируют лилово-фиолетовые оттенки на этой акварели.
6.

Вид на Арко, акварель и гуашь, 1495. Отсутствие заднего фона и тщательно выписанные мелкие детали деревьев, дороги, замка, гор создают драматический эффект картины. Обратите внимание на левую сторону холма итальянского города Арко — несложно обнаружить скрытый профиль хмурящегося лица.
7.
Лобстер, акварель и гуашь, 1495.
8.

Замок в Тренто, акварель, 1495.
9.

Вид на Инсбрук, акварель, 1496. Речка супер!
10.

Вид на Нюрберг, акварель и гуашь, 1496—1497.
11.

«Willow Mill» (не могу точно перевести название картины, подскажите, кто знает), акварель и гуашь,
Кое-кто, наверное, заметил, что в этой подборке нет известного дюреровского акварельного зайца (наверное, самая известная его акварель). Он войдёт во вторую подборку его акварелей ![]()
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Натюрморт. Земное изобилие Франса Снейдерса // 12 августа 2011 // 9
- Образ лошади в живописи // 20 мая 2013 // 5
- Цветы в живописи // 30 сентября 2012 // 11
- Смерть. Добавить в друзья // 16 сентября 2012 // 13
- Говорит и показывает Карл Шпицвег, немецкий живописец // 13 июня 2012 // 6
К записи 27 комментариев
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень




Дюрер один из любимых моих художников. Он классный!
Ответить
сентября 30, 2011 в 9:26
У тебя очень много есть от Дюрера, Сергей. Эти замки средневековые, деревни, прорисовка детальная, атмосфера. ))) Мне тоже нравится Дюрер.
Ответить
Юлия Риа:
сентября 30, 2011 в 11:11
Да, согласна, пока картины размещала, не раз вспомнила работы Сергея
Ответить
Юлия Риа:
сентября 30, 2011 в 17:19
А тебе нравится что-то больше у него: гравюры, акварель, масло и всё одинаково?
Ответить
октября 1, 2011 в 11:29
Все нравится, но не одинаково. На первом месте — гравюры. Бесподобные, на мой взгляд. Да, и он рисовальщик по натуре, график. У него и живопись с четкими контурами, очень продуманная, детально прорисованная. На втором месте — масло. Его автопортреты и портреты мне очень нравятся. На третьем — акварель. К ней я еще разок присмотрелась повнимательней благодаря твоему посту, Юля. Атмосферные работы, но мне акварели чуть другого типа больше захватывают, как у Тернера. Там акварель неистовая, страстная, живая. Акварель Дюрера полная его противоположность. Но в ней другая, сдержанная красота.
Ответить
Юлия Риа:
октября 5, 2011 в 10:59
Меня тоже прежде всего его гравюры поразили, потом акварель, а потом — масло)) У Дюрера акварели словно застывший снимок, такое впечатление создаётся.
А у Тёрнера вообще все пейзажи такие страстные, в движении... Решила в памяти освежить, открыла сайт с его картинами, засмотрелась...
Ответить
октября 5, 2011 в 12:40
У меня тоже самое. Как начну смотреть картины какого-нибудь хорошего художника, может весь день уйти, а я даже не замечу этого. ))
Вот-вот, Тернер по духу настоящий акварелист, а Дюрер — график. И от этого характер работ такой у них разный.
Ответить
Очень красиво! Прелестные немецкие города.
А вот этот пейзаж «Willow Mill» мне больше всего понравился. Восхитительные цвета.
Ответить
Юлия Риа:
октября 3, 2011 в 15:40
Мне она тоже очень нравится))
Первая картина, кстати, тоже в названии имеет это «Willow Mill»... Наверное так деревня называлась, или что-то подобное, но перевести не выходит нормально. А ты не сильная в английском?
Ответить
Не думаю, что каждый школьник сможет нарисовать ТАК акварелью. Картины потрясающие!
Ответить
Юлия Риа:
октября 3, 2011 в 15:46
Дело даже не в умении, на мой взгляд. Детские рисунки — это особая тема, а, вот, в школе... По крайней мере, у нас так. Уроки рисования проходили лишь бы отвязаться, никто не уделял этому особого внимания...
Ответить
Обнаружила огромный провал в своем образовании. Ничего из этих акварелей не видела. Акварельные работы очень люблю, особенно пейзажи, за их невесомость и прозрачность. Китайские акварели с горами и озерами очень нравятся. Я думала там много фантазии (размытость заднего плана), а оказалось, так на самом деле выглядит перспектива в атмосфере повышенной влажности.
Ответить
Юлия Риа:
октября 3, 2011 в 15:47
Интересное замечание по поводу китайских акварелей. Мне тоже они всегда казались такими... сильно воздушными.
Ответить
Елена Симакова:
декабря 25, 2011 в 14:05
Прочитала Ваш отзыв и решила пригласить Вас посетить сайт художника-аквалериста Ким Г.Н. Вот там Вы найдете такую фантазию!
Ответить
Юля, спасибо! Просто бальзам на сердце) Да, акварель меньше котируется, но до чего она душевна!
Ответить
Юлия Риа:
октября 5, 2011 в 10:52
Рада, что оценила)) Хорошее сравнение подобрала про акварель
Я несколько дней назад купила себе набор, теперь пробую, так интересно, столько нюансов))
Кстати, может ты знаешь точно? В одних книгах я находила, что акварель зародилась в Китае, а в других, что ещё раньше, в Египте, где-то 4000 лет назад. Очень интересно, но по истории акварельных красок совсем нет ничего( Нашла одну книгу, но она на английском, что усложняет дело...
Ответить
октября 5, 2011 в 11:00
Оо, мне кажется, это сродни спорам о том, кто же изобрел бумагу. Тоже, кажется, Китай или Египет)Наверное, точно сказать никто не может. И потом, что понимать под акварелью в древности? Водорастворимые краски? Ведь это почти что угодно может быть, так что, может и Египет запоздал)
Ответить
Юлия Риа:
октября 5, 2011 в 11:02
Ответить
октября 5, 2011 в 12:49
Есть хорошая книга, с прекрасными иллюстрациями — А.М.Михайлов „Искусство акварели“ (1995 года). Так как почти все свои книги по искусству я раздарила, не помню, если эта осталась. Очень хорошо написана, живым языком. Там и история акварели, знаменитые художники, особенности акварели в разных странах, много всего. На такой мелованной бумаге книга напечатана.
Юля, здорово, что акварель купила, желаю наэкспериментироваться от души!
Ответить
Ох, какие древние пейзажи
Ответить
Юлия Риа:
октября 12, 2011 в 19:54
В каком смысле «древние»?
Ответить
Акварель просто обожаю и конечно же могу подтвердить насколько она сложна в работе... Но желание ее освоить не пропадает ни на секунду!
Имя Дюрера слышала неоднократно, но почему-то ни разу не видела его работ, ну кроме зайца! Спасибо огромное за подборку — куча наслаждения!
Ответить
Юлия Риа:
июля 10, 2012 в 10:46
Оля, почему-то не пришло мне уведомление о твоём комментарии. Прости, что не ответила.
Мне акварель, как материал нравится безумно. Но работать им оочень сложно, ты права. Мелкие детали у меня пока плохо получаются. И с техникой по мокрому пока не дружу. А твои работы видела, ты молодец, осваиваешь!
Ответить
июля 10, 2012 в 10:54
Ты и так молодец, что отвечаешь
— мамочка ты наша! Спасибо за похвалу — стараюсь 
Ответить
Забыла сказать, что больше всех понравилась 3-я работа
Ответить
Я конечно не знаток живописи, но как по мне картины симпатичные.
Ответить
Юлия Риа:
июля 10, 2012 в 10:47
Спасибо
Ответить