Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Пещерная живопись Альтамиры, часть 1

Рубрика «После Альтамиры»

Автор: Юлия Риа


Это первая запись в рубрике «После Альтамиры». О чём эта рубрика? О периодах, течениях, направлениях в искусстве. Об истории их зарождения, признаках и представителях.

Почему «После Альтамиры»? Пещера в Испании с наскальными рисунками наших предков взята за точку отсчёта? Я бы не стала делать таких утверждений: ещё много есть неизученного.

Название рубрики на нашем сайте произошло от фразы Пабло Пикассо: «После Альтамиры – всё упадок!», сказанной им после посещения пещеры. Также он утверждал, что ни он, ни его коллеги по кисти не могут так рисовать. Я понимаю эту фразе не буквально, скорее, Пикассо имел в виду дух произведений древнего человека. Я представляю, какое впечатление оказывают «картины» на пещерных стенах на зрителя, находящегося там. Ведь я даже через экран монитора ощущаю силу изображённых быков, их рёв, топот бегущих оленей…

Было, я думаю, по меньшей мере, странно тогда (в конце 19 – начале 20 веков, то есть открытие пещерной живописи происходило «на глазах» знаменитого кубиста) осознавать, что тот волосатый, сгорбленный троглодит, каким представляли нашего предка на протяжении многих сотен лет, способен просто что-то нарисовать. А уж тем более такие произведения.

Изображение быка  в пещере Альтамира

Изображение быка в Альтамире

Многие могут сказать: «Какой бред эти пещерные рисунки, я такого быка и сам могу нарисовать – ещё одно подтверждение недоразвитости первобытного человека». Если вы так думаете, то вы ничего не понимаете в искусстве и творчестве! Вам не сюда. И дело здесь вовсе не во вкусах (о которых не спорят), дело в понимании.

Великое открытие, и большая трагедия первооткрывателя.

Пещерную живопись я полюбила давно. В университете по курсу истории Древнего мира мною была подготовлена презентация на данную тему. И сейчас, на её основе, расскажу про начало открытия обществом нашего древнего культурного наследия.

Пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантадер, в Кантабрии. Альтамира – это древнее название местности, в которой расположена пещера.

Местонахождение Альтамиры в Испании

Пещера Альтамира находится на севере Испании

Всё началось с открытия. О пещере знали ещё с 1868 года. Но лишь в 1879 году там начались раскопки. И связаны они были с надеждой Марселино Санс де Саутолы, (он был помещиком, археологом-любителем и коллекционером древностей) найти в пещере следы древних людей.

А дальше, прямо сюжет из поучительной истории (как, например, в моём рассказе). Взрослые всегда заняты своими делами, скованы рамками, что не замечают уникальных вещей, находившихся совсем рядом. Взрослые не смотрят по сторонам и не смотрят на звёзды :) В данном случае – на потолок пещеры. Наскальные рисунки нашла его девятилетняя дочь, Мария. Многие, наверное, сылшали знаменитую фразу: «Папа, смотри, волы!»

Согласитесь, действительно, неожиданная находка. Потому и распространяться о ней Саутуола не стал сразу. Лишь год спустя, в 1880-ом, он выступил публично с заявлением, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека.

Это дерзкое заявление указывало на то, что мнение, сложившееся к 20-му веку, о жизни и о самом палеолитическом человеке, неверно. В адрес Саутуолы посыпались насмешки и обвинения в подделке рисунков. «У эпохи Саутуолы были два божества – прогресс и эволюция»*, на которые он посягнул.

«Атеисты-палеонтологи опасались, что признание у «троглодита», не умевшего готовить даже глиняные горшки, высоких художественных способностей будет свидетельствовать скорее о боговдохновенности человека и его способностей, нежели об их естественном постепенном происхождении».

Здесь следует учитывать, что прошло только 20 лет с ещё одного переломного события в науке: Дарвин выступил со своей теорией эволюции человека.

В 1881 году — «экспертиза» наскальных рисунков Альтамиры франц. палеонтологом Арле. Заключение «экспертизы»: рисунки подделка, их нарисовал знакомый художник Саутуолы.

Саутуолу поддержал лишь один влиятельный в научных кругах человек – Хуан Виланнова, археолог и профессор геологии. Он несколько раз выступал с докладами, что рисунки Альтамиры относятся к палеолитическому времени. Но в ответ лишь слышался смех… В конце концов, Виланнова, испугавшись за свою научную карьеру, отказался от своих слов! Вот такие дела…

Саутуола остался один. А в 1888 году он умер, так и не дождавшись признания своего открытия и выдвинутой гипотезы… Он не был специалистом в области археологии, вообще, в науке, но посягнул внести в неё изменения.

Марселино Санс де Саутола, первооткрыватель Альтамиры

Первооткрыватель Альтамирской живописи Марселино Санс де Саутуола

Долгий путь признания.

1895 год — французским археологом Эмилем Ривьером найдена наскальная живопись в пещере Ла Мут, во Франции. Он, Ривьер, несколько лет назад отрицал рисунки Альтамиры, а тут такое – сам оказался в его положении. И ему тоже не поверили. На пещеру просто не обратили внимания.

1902 год — (спустя 22 года после объявления о находке Саутуолы) — под действием всё новых открытий пещерной живописи, Арле повторно посетил Альтамиру и признал подлинность рисунков. В том же году известный археолог Эмиль Картальяк публикует в журнале «Антропология» статью «Раскаяние скептика», в которой сожалеет о травле Саутуолы и замалчивании его открытия. Пещерная живопись признана делом рук палеолитического человека.

Открытие рисунков в Альтамире повлекло за собой планомерное и продолжительное исследование других пещер, открытие новых памятников палеолитической живописи.

Рисунки Альтамиры доказывали, что культура человека не пропорциональна его техническому развитию, и что древний человек имел творческое мышление.

С момента открытия палеолитической живописи прошло 132 года, с момента признания научным сообществом — 109 лет.

Насмешки и неверие в прошлом, наоборот – пещерную живопись эпохи палеолита всесторонне исследуют, ведутся поиски в других пещерах; уже открытые охраняют и сохраняют, многие из них признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.

Учёные же пытаются осмыслить живопись древнего человека и понять, зачем в суровых условиях того времени, во тьме пещер, часто в труднодоступных местах наши предки создавали свои шедевры.

Процитирую учебник истории для 5 класса Ф.А.Михайловского: «Искусство возникло у «человека умелого». Но неужели он творил просто ради развлечения?»

Далее в том же учебнике идёт ответ на этот вопрос: для наших предков произведения искусства имели другой, «какой-то особый смысл» и, автор, связывает всю палеолитическую живопись с верованиями людей.

Одним словом, искусство той эпохи носило прежде всего утилитарный характер – таков вывод многих учёных, и, к сожалению, именно такая, односторонняя, картина вкладывается в умы детей через школьные учебники истории.

С другой стороны, есть люди, понимающие всю суть палеолитической живописи: искусство невозможно без творческого замысла, без высокого интеллектуально-духовного развития мастера – и это первооснова, источник.

Когда открыли рисунки Альтамиры, общество конца 19 века не было готово воспринять древнего человека в новом свете. Многое ли изменилось с тех пор? Не остался ли он и сегодня для большинства из нас «троглодитом»?

Во второй части читайте о самих рисунках пещеры Альтамиры

*выражение журналиста и литературного критика Ольги Лебёдушкиной

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи 7 комментариев

Замечательная рубрика, тема и первая статья о пещерной живописи. Соглашусь с Пикассо, что «После Альтамиры – всё упадок!»

Я очень люблю древнее и средневековое искусство, где художники изображали внутренний мир, а не внешний. Это искусство настоящее и вдохновляющее!

Юля, если тебе интересно сделать гостевой пост на тему искусства у меня на блоге, то буду очень рада. :)

Ответить

Юлия Риа:

Да, эти периоды особенно привлекают, притягивают и имеют свою неповторимую ауру.

Насчёт постового я ответила вам на почту :)

Ответить

Вы художник? Больша статья. Занимательная. У меня тоже есть две заметки про первобытную живопись.:)

blogproart.ru/?p=186 если интересно:)

Ответить

Юлия Риа:

Я художник только в душе, на практике же пока робкие поиски и пробы. Живопись очень люблю. Рада, что статья оказалась интересна.

А вашу заметку я прочитала, а вторую не нашла. Дадите ссылку?

Ответить

8-O Уважаемая Юлия! Прекрасный сайт! Поздравляю! Первобытное изобразительное творчество (читайте об этом мой текст в Википедии) — это самый сложный исторический источник. В этом году исполняется 100 лет первой публикации о росписях Альтамиры на русском языке. Мой доклад об этом состоялся в РГБИ 30 марта и теперь будет осенью в лектории ГМИИ им. Пушкина. Кроме этого, приглашаю в августе-сентябре в Дарвиновсий музей на выставку «Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова. Юта. США».

Ответить

Юлия Риа:

Спасибо, приятно удивлена. Ваши предложения принять не могу, у нас недавно дочка родилась, да и живём мы не в Москве. А вот как вы смотрите на то, чтобы опубликовать здесь гостевой пост, статью популярного характера на ваше усмотрение? Заходите, пишите, не пропадайте :wink:

Ответить

Юлия, приглашаю вас и всех любителей первобытного творчества на свою фото выставку 8-O «Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова. Юта. США» с 17 августа по 18 сентября 2012. Хочу предупредить, что выставка для широкой публики, т.е. минимум информации, максимум постеров. Кроме этого, приглашаю вступить в Московский Центр по изучению первобытного творчества. Вступительный взнос составляет один рубль.

Удачного дня.

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: