Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Альтамира. Импрессионизм 15 000 лет до н.э.? Часть 2

Рубрика «После Альтамиры»

Автор: Юлия Риа


Открытие в 1879 году наскальных рисунков в испанской пещере Альтамира дало толчок к исследованию ранее не изученного пласта художественной культуры. Да какого пласта!

Альтамиру называют «Сикстинской капеллой» каменного века. И не зря. Сикстинская капелла — это церковь в Ватикане с искусно расписанными стенами и потолком известными художниками Боттичелли, Перуджино, Россели и Микеланджело. Древние художники Альтамиры не известны, но по праву сравнимы с великими зодчими.
Лошадь, Альтамира, копия

Лошадь, копия из Альтамиры, взята с сайта http://tlamatzinco.blogspot.com

Однако если про Сикстинскую капеллу можно просто найти много информации: план расположения рисунков, подробные описания, то с Альтамирой дело обстоит хуже. Мало публикаций, мало книг, посвящённых ей, и пришлось потрудиться, чтобы найти больше фотографий рисунков.

Характеристика рисунков Альтамиры.

Место нахождения: север Испании, провинция Сантадер, в Кантабрии.

Датировка: около 15 тысяч лет до нашей эры. Относится к солютрейской археологической культуре*, или позднему палеолиту**.

Сейчас, с 1985 года, пещера Альтамира является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I и III: «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» и «Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла».

Бизон, пещера Альтамира

Картины Альтамиры в основном изображают зубров, а также, в небольшом количестве, кабанов, лошадей, лань; найдены нечёткие рисунки людей, людей со звериными головами. Изображены на стенах и различные знаки, может быть символы, значения которых разгадать, наверное, невозможно.

Росписи в Альтамире

Расписной потолок в Альтамире, автор фотографии Matthias Kabel

Пещера Альтамира простирается на 280 метров. Её можно разделить на 3 «зала». В перовом «зале» находится знаменитый Большой плафон — потолок Альтамиры, заполненный росписями: более 15 изображений отдыхающих бизонов, а также оленей, лошадей, и одним изображением кабана.

Большой плафон, пещера Альтамира

Схематичное изображение Большого плафона

Боров, рисунок из Альтамиры

Копия рисунка из Альтамиры, палеонтологический музей. Изображение кабанов было редкостью.

Почти все животные изображены в натуральную величину, кое-где бизоны достигают 2,5 метров.

рисунок из Альтамиры

Копия рисунка из Альтамиры, палеонтологический музей. Самка бизона.

Наскальные рисунки выполнены углём, охрой, гематитом и другими естественными красками. При этом палеолитический художник, используя довольно скудную красочную палитру, смог изобразить животных в полной мере ярко и красочно. Используя где-то фактуру стен пещеры, где-то затенения, он реалистично воссоздал шкуру животных. Кроме этого, для дополнительного объёма, использовались выступы и углубления.

Бизон, Альтамира
Бизон, Альтамира

В других залах есть изображения представителей кошачьих, схематичные очертания человеческих фигур и непонятных, неясных существ. Много (около 60) знаков: чёрточек, точек, процарапанных линий. Оставляли древние художники и длинные линии собственными пальцами: эти изображения получили названия «макароны».:)

Изображение козы, Альтамира
Знаки из пещеры Альтамира

Знаки на стене пещеры. Что это может значит?:)

Здесь же в Альтамире зародилась гравировка — нанесение краски (на камень, металл) путём резания.

Наскальные рисунки выполнены уверенными размашистыми линиями, свободными. Древний художник умел запечатлеть движение, сиюминутное действо. Он показывал окружающее его в динамике, изменчивости. Разве, не те же цели преследует импрессионизм? ;) Удивительно, но 17 000 лет назад мастер вовсю использовал приёмы живописи конца 19 века.

Бизон из пещеры Альтамира

К сожалению, сейчас пещера закрыта для посещений. С момента открытия в ней побывало много людей. Это изменило микроклимат внутри неё, и на рисунках появилась плесень.

В 2001 году недалеко от Альтамиры был открыт музей, воссоздавший оригинальную пещеру. Два испанских художника, Матильда Мусквис и Педро Саура, скопировали рисунки Альтамиры. Много лет они подробно изучали их, фотографировали, и с помощью современного оборудования воссоздали. Они нарисовали 70 гравюр и около 100 цветных изображений! Копии рисунков из пещеры также хранятся в Мадридском музее и музеях Германии и Японии.

По сообщению агентства Daly Telegraph в 2011 году Альтамиру откроют для посещения туристами. Насколько это точная информация, не берусь судить, но, по заверениям учёных, повышение температуры внутри и практически любое воздействие на микроклимат пещеры, может уничтожить древние росписи. Надеюсь, испанские технологи и учёные, что-нибудь придумают, тогда я обязательно осуществлю своё желание — увидеть наскальные рисунки Альтамиры своими глазами!

пещера Альтамира

Фотография взята с сайта https://maxalvarez.wordpress.com

Рекомендую прочитать первую часть статьи про Альтамиру: драматическая история открытия Альтамиры.

* Солютрейская культура (18-15 тыс.лет до н.э.) — это археологическая культура Франции и Северной Испании. Отличительная черта — тщательно обработанные кремневые орудия труда, также наконечники в форме продолговатого листика.

** Поздний палеолит — период, датируемый около 33 000 — 10 000 лет до н.э.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 13 коммент.

Я удивляюсь сколько было знаний в то время. Так изображать могли настоящие мастера своего дела. Красота...

Ответить

Юлия:

Это точно! :)

Есть теория, что те люди научились рисовать ещё, когда жили в Африке, выходит, ещё в более древние времена. Но, к сожалению, в Африке сохранилось всего-то несколько пещер, климат жаркий, неподходящий для картин.((

Ответить

Onegai:

И откуда эти порывы у нас к рисованию:)

Ответить

Юлия:

Да, зачем эти образы в голове возникают у нас?;)

Хороший вопрос, спорный. Главное, учёные больше задаются вопросом зачем рисовал наш предок. И приводят кучу причин, но лишь бы не подтверждать то, что рисовал он по тем же многим причинам, по каким рисуют и сейчас художники. Среди предположений есть занятные «теории», в следующей статье, как раз, собиралась писать про это:)

А ты как думаешь?

Ответить

Альтамирская лошадь — шедевр абстрактного гения! Обожаю древнее искусство. В нем все — и техническое совершенство, и внутреннее послание художника.

Юля, желаю тебе когда-нибудь осуществить свою мечту!

Ответить

Юлия Риа:

Да уж, лошадью просто сижу и любуюсь. Классное ощущение от её созерцания :wink:

Спасибо за пожелание)))

Ответить

Рискну предположить... человеку свойственно делиться с другими о том, что у него наболело или, наоборот, доставляет радость. Другими словами, поплакаться или похвастаться (это к вопросу о том, что «учёные больше задаются вопросом зачем рисовал наш предок»). А т.к. жизнь древних людей, в основном была связана с животными, зависела от них, вот они их и изображали)))

А вообще, рисунки бесподобные. Эх, увидеть бы еще «в живую»...

Ответить

Юлия Риа:

Я думаю во многом также, как вы :wink: подробнее напишу в статье. Но многие учёные видят в этих рисунках лишь то, что древние рисовали ради удачной охоты. Меня это предположение коробит.(

Ответить

Да глупо думать, что только ради охоты. Но и глупо не думать, что и ради охоты тоже)

Ответить

Юлия Риа:

Это да. Сейчас же тоже занимаются творчеством не только ради творчества, но и деньги получают за труды. :-D

Ответить

Некоторые говорят, что там где деньги нет творчества

Ответить

Кристина:

Это говорят завистники))) Или с завистью по отношению к деньгам, или по отношению к таланту))) Каждому не угодишь, а каждый труд должен оплачиваться!

Ответить

Юлия Риа:

Это Вы точно подметили, насчёт завистников. Я бы добавила, что происходит этот предрассудок от негатива в целом к деньгам у «некоторых».

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: