Наскальная живопись, пещера Ласко
Автор: Юлия Риа
«Все пытаются понять живопись.
Почему они не пытаются понять пение птиц?»
П. Пикассо
История открытия пещеры Ласко
Пещера Ласко (или Ляско) находится во Франции, в районе Перигоре. В этом же районе находится ещё одна древняя пещера Кро-Маньон.
В интернете гуляет несостыковка: пещеру Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Странно, но такое сравнение сделал Саутуола (первооткрыватель пещерной живописи) относительно пещеры Альтамира. В принципе же, обе эти пещеры можно сопоставлять с великим культурным памятником конца 15 века.
Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко
Пещеру открыли четверо юношей 12 сентября 1940 года: Марсель Равид, Жак Марсаль, Жорж Анье, Симон Конкас. Заинтересовались они пещерой из-за легенды: якобы в ней спрятаны сокровища. В некоторой мере эта легенда оказалась правдивой, так как найденные наскальные рисунки, чем не сокровища?
Первым из исследователей пещеры стал Анри Брейль (специалист по древностям), научный же мир узнал про Ласко лишь после
Кто рисовал и кого
Наскальные рисунки пещеры Ласко относятся к солютрейской археологической культуре, их возраст 18 — 15 тысяч лет до н.э. Всего рисунков насчитывают больше 2000, среди них изображения быков, зубров, коров, лошадей, кошек, бизонов, одно изображение северного оленя, нечёткие и схематичные, людей, а также какие-то знаки, символы, точки.
Из красителей широко применялась охра, окись марганца и окись железа. Древние художники измельчали минерал, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром. Техника нанесения краски с водой напоминает акварельную технику. Кроме такой техники художники использовали гравировку — прорезали в стенах пещеры контуры изображения и заполняли их краской.
Ниже представлен план пещеры Ласко. Названия отдельных частей были даны ещё Анри Брейлем, их используют до сих пор.
Пещера Ласко во Франции, примерный план
Изображения Зала Быков (Ротонды):
Эта часть пещеры в длину достигает 20 метров, ширина колеблется от 5,5 до 7,5 метров. Самый яркий и содержательный зал. Стены пещеры здесь светлые, почти белые, что усиливает эффект от наскальных рисунков.
Единорог. Это одно и первых изображений в пещере, уникальное. Многие исследователи считают, что это мифический зверь.
Группа из пяти оленей, на фотографии уместилось только 3
Это самое большое изображение быка, которое когда-либо было обнаружено, в длину он достигает более 5 метров. Шесть точек над его головой заинтриговали многих исследователей, выдвигается даже гипотеза, учёными Шанталем Жеге-Валькиви, Михаэлем Раппенглюком и Фрэнком Эджем, что это отсылка к созвездию Тельца (точки символизируют скопление Плеяд)
Изображения Осевого прохода:
Большой черный бык, 3,71 метра в длину и 1,93 ширину. Краска была нанесена двумя способами: распылением через специально сделанную трубочку и кистью
Большой Чёрный бык, фрагмент
Корова с чёрной головой
Корова с чёрной головой, фрагмент
Изображения Кошачьего зала:
Этот зал получил название такое из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.
В этой части встречается единственное изображение лошади анфас (животных, как видно выше, древние художники чаще всего рисовали сбоку).
Лошадь анфас
Изображение колодца:
На этом рисунке изображена целая сцена, в том числе и редкое изображение человека с птичьей головой. Человек нарисован схематично, в отличие от животных. Искусствоведы любят интерпретации, и эта сцена не осталась в стороне. Вариантов много. Лично я не вижу принципиального смысла в толкованиях сюжета и гадания на кофейной гуще; всё это полезно для ума, но мало что даёт для понимания истинного замысла первобытного художника. Созерцание в этом случае (и во многих других более поздних) гораздо ближе к истине.
Для посещений пещера закрыта, так как углекислый газ, выдыхаемый человеком повышает влажность, тем самым создавая хорошие условия для развития сине-зелёных водорослей, разрушающих наскальную живопись.
Для туристов создана копия пещеры, Ласко 2. Также копия Ласко есть и в Японии. Посетить пещеру можно и виртуально на
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Дадаизм: разочарование культуры // 14 мая 2011 // 20
- Альтамира. Импрессионизм 15 000 лет до н.э.? Часть 2 // 13 апреля 2011 // 16
- Пещерная живопись Альтамиры, часть 1 // 28 марта 2011 // 7
- Наскальные рисунки пещеры Шове // 25 мая 2012 // 8
К записи 9 комментариев
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Вот и в те года, народ, помимо хлеба, требовал и зрелищ:))
Интересно, а художники находились в привилегированном положении или так же носились за едой? Или пока те бегали, он бегал по памяти рисовать сюжет?
Кстати, здесь свое начало берет и аэрография!
Ответить
Юлия Риа:
декабря 6, 2011 в 9:30
Интересный вопрос, конечно. Как относились к художникам тех далёких веков? Но рассуждать на эту тему можно только гипотетически, проверить правильность суждения сейчас невозможно. Была бы машина времени, первобытное время — вот, куда я бы отправилась в первую очередь
Да, на зачатки аэрографии не обратила внимания)
Ответить
декабря 6, 2011 в 12:43
Какая ты бесстрашная! Я бы побоялась перемещаться в такую даль веков. ))
Думаю, что художники во все времена были одинаковые и отношение к ним тоже. )) Думаю, что рисуя, древние творцы задабривали силы природы вместе с прилагающимся самовыражением. ))
Сергей, интересно, кстати, обратил внимание на зарождение аэрографии. Распыление краски — чем не она? ))
Ответить
Так интересно. Казалось бы, такое сложное время, люди только и делали, что выживали. А все равно, находилось время и для творчества...
Ответить
Юлия Риа:
декабря 6, 2011 в 22:06
Вот это я и пытаюсь всем объяснить. Наши пращуры не были дикарями в полном смысле
Ответить
Китайская лошадка — прямо шедевр. такой рисунок мог бы сотворить честь любому современному художнику.
Ответить
Мне все рисунки очень нравятся. Многим современникам такое искусство не по зубам. ))
Выступы и впадины стен пещеры создают необыкновенную живость изображениям.
Человечек с птичьей головой — какой ранний символ, оказывается. ))
Ответить
Рада, что вам понравилось.
Ответить
Прямо таки пахнуло древностью! Очень необычно и поражают маштабы! Интересно — они жили в этих пещерах или это было чо-то вроде музея
Ответить