Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера

Рубрика «История одной картины»

Автор: Юлия Риа


Холст, масло. 44,5 на 39 см


Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

Фильм этот снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, конечно, многие, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия...

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»). Этот жанр — разновидность портрета — популярный в Голландии в 17 веке. Модели изображались анонимно, с необычным выражением на лице или в необычном наряде.

Так и модель картины Вермеера достоверно неизвестна. Существует несколько гипотез. Во-первых, считается, что моделью могла быть дочь Вермеера, Мария. В 1665 году ей как раз было около 12-13 лет. По второй гипотезе, позировала дочь покровителя Вермеера мецената Рюйвена, ровесница Марии.

По третьей версии (роман Трейси Шевалье) на картине изображена служанка-любовница Грид, имя которой якобы означает жемчужина, отсюда и отождествление девушки и жемчужины. Однако полное название «Девушка с жемчужиной серёжкой» картина получила только в двадцатом веке, а ранее называлась «Девушка в тюрбане», или просто «Девушка». Поэтому такая версия, положенная в основу фильма, лишь красивая история, ничуть не претендующая на правду. Кроме этого, по свидетельствам, брак Яна Вермеера был счастливым. Его жена, в отличие от той, какая была показана в романе и фильме, была красива, выступала моделью для многих картин мужа. У них было 15 детей, что для Голландии XVII века, когда уже знали о контрацепции, было большим числом.

О самой картине.

Поза девушки запечатлена в движении, со спины. Мы смотрим на неё сбоку, она поворачивается к нам, и смотрит так, словно хочет отвести взгляд. Но её рот слегка приоткрыт: в голландской живописи такой жест часто служит знаком обращения.

Элементы картины:

Тюрбан.

Использовать экзотические элементы «врагов христиан» (турков) в Европе стали с XV века. В своих работах Вермеер нередко использует такие декоративные элементы. И тюрбан на голове модели не редкость. Однако у Вермеера форма тюрбана весьма интересна. Он состоит из двух частей: первый кусок ткани яркого ультрамаринового цвета плотно облегает голову девушки, подчёркивая форму черепа. Вторая часть, лимонного цвета спадает, как фата, практически вертикально, что служит неким визуальным якорем поворота девушки.

Платье и белый воротничок.

Одета девушка в грубое жёлтое (можно сказать, землистого цвета) платье (желтый цвет символичен для многих картин Вермеера). На этом фоне сильно контрастирует белоснежный воротник девушки. Он выполнен дерзко, чистой краской.

Однако, сейчас цвет воротничка не похож на первоначальный. Свинцовые белила со временем изменили свой цвет.

Жемчуг.

На картине внимание привлекает жемчужная серьга. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Этот блеск повторяется и в глазах, и на губах девушки.

Настоящий ли в серьге жемчуг? Достоверное неизвестно. Но размер жемчужины представляется слишком большим. Она могла быть увеличена фантазией автора, либо изначально быть искусственной.

Между прочим, такая же серьга изображена ещё на восьми картинах Вермеера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Госпожа и служанка», и др.)


Тёмный фон.

Сейчас на картине фон кажется практически чёрным. Изначально же он был выполнен глубоким зеленоватым цветом. Этого Вермеер добился тем, что сначала прописал фон чёрной краской, а сверху смесью красок индиго и резедовой жёлтой. Обе краски очень прозрачны и прекрасно подходят для лессировки. Но со временем индиго почти полностью потемнел, и сейчас уже мы не может видеть того эффекта, какой придавал картине зеленоватый оттенок.

Автору удалось прекрасно передать некую связь между моделью и художником. Она передаётся в движении девушки при повороте головы, тогда как всё её тело направлено в другую сторону. Так создаётся напряжение, но у Вермеера это напряжение тягуче и спокойно.

С двух сторон негативные пространства (треугольник справа и прямоугольник слева) различны, и задают этим интересный, своеобразный ритм.

С момента написания картины прошло много лет, проведены исследования, но вопросы так и остаются: кто эта загадочная модель, почему она одета в тюрбан и платье, не свойственное тогдашней моде, что символизирует жемчужина в форме слезы, и на что так смотрит девушка, с какими чувствами? Эти вопросы, разумеется, так и останутся. Ответы на них может дать лишь сама картина, для каждого свои.

Официальный сайт музея Маурицхёйс, где с помощью небольшого флеш-приложения можно посмотреть в увеличенном виде разные участки картины.

Статья про фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», блог «Про искусство».


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 18 коммент.

Я как раз завтра собирался написать рецензию к этому фильму. Вчера посмотрели.:) Напишу от себя и дам ссылку на эту стать. Хорошо написала.

Ответить

Юлия Риа:

:) Спасибо, рада, что понравилось.

Почитаю твою рецензию, интересно, как тебе фильм пришёлся.

Ответить

Очень интересное исследование! Картина действительно очень загадочная и поразительно выписана девушка и ее эмоции. Единственное, что мне все таки не понятно — это почему исследователи всегда стараются найти модель. с которой писалась та или иная картина — разве это так важно?

Ответить

Юлия Риа:

Картина от этого конечно не меняется, но это интересно (важно) для исследователей. Часто это целые истории, объясняющие или подтверждающие биографию художника.

И вообще люди очень любознательны, хотят знать всё :)

Ответить

Оля Раскраскина:

Ну это да :) но иногда их любопытство чрезмерно...

Ответить

Onegai:

Это ты на поиски Моны Лизы намекаешь?:))

Ответить

Оля Раскраскина:

На нее самую ;)

Ответить

Юлия Риа:

Согласна, иногда доходит до абсурда. Мне самой больше сами картины важны, потом только истории, но, стоит отдать должное, порой эти исследователи приводят к интересным выводам.

Как раз пишу истории про одну известную картину голландского художника, там целый фильм тоже можно снять (может он и снят, не знаю) 8)

Ответить

Оля Раскраскина:

Ждем с нетерпением :)

Ответить

Юлия Риа:

А вот, та обещанная статья, немного задержала её

kaplyasveta.ru/istoriya-o...rejn-danaya.html

Ответить

Спасибо за ссылку)

Ответить

Юлия Риа:

Не за что (к тому же долго её размещала) :wink:

Ответить

«Его жена, в отличие от той, какая была показана в романе и фильме, была красива»???Эсси Дэвис в фильме хороша.Вернее было бы сказать, что в действительности брак Вермеера был счастливее, чем в романе Шевалье и одноименном фильме.

Ответить

вЛАД:

Кстати, Трейси Шевалье не «он», а «она».

Ответить

Юлия Риа:

Спасибо, что поправили насчёт Шевалье, исправила. Книгу ещё так и не прочла (отсюда и ошибка), смотрела только фильм, и почему-то сложилось мнение — что автор мужчина, хотя имя Трейси должно было насторожить... :!:

По поводу фразы про красоту. Актриса, сыгравшая жену художника, довольна миловидна, ничего не имею против; красота (для меня) понятие не только внешнее, но и складывающееся из внутренних качеств. Когда смотрю на портреты жены Вермеера не возникает того негативного восприятия, какое создаёт фильм.

Ответить

Всегда говорил, а на меня шикали — на Инну Чурикову похожа)

Правда возвышенности и романтизма особо не ощущаю, но картина одна из немногих, что глаз притягивает, а это уже что-то.

Ответить

Евгений Сусманович:

Зря шикали, я с вами абсолютно согласен :wink: Не далее как вчера смотрел фильм с ней!

Ответить

Картина Яна Вермеера или Жан-Баттист Камиль Коро?

Кто знает?

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: