Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Диего Веласкес, «Венера перед зеркалом»

Рубрика «История одной картины»

Автор: Юлия Риа


Холст, масло. 122 на 177 см

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес

Close
Венера перед зеркалом, Диего Веласкес

Картина увеличивается

В 1478 году в Испании был утверждён орган судебной власти, который должен был следить за чистотой католической веры в стране. Этот орган получил название испанской инквизиции. Священная инквизиция господствовала в Испании более трёхсот пятидесяти лет. В её власти было многое: мировоззрения людей, их поступки, творчество. Ересь могли обнаружить в любой области. Не любишь и не ешь свинину? Значит ты не католик, и место тебе на костре или в сыром подвале тюрьмы.

Испанская инквизиция оказала огромное влияние на творчество многих писателей, поэтов, художников того времени. Запреты всегда возмущают людей творческих. Так в Испании в те времена была запрещена в живописи нагота. При несоблюдении этого, инквизиция могла потребовать, в лучшем случае, перекрасить картину или конфисковать её для сожжения, в худшем, наложить на художника штраф, выгнать из страны или отлучить от церкви.

Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Конечно, она была известна в узких кругах, но признание получила лишь спустя время.


Венера перед зеркалом, фрагмент

Нет точной даты, когда Веласкес написал свою Венеру, примерный период, это с 1640 по 1650 года. Как раз в этот период он совершил поездку в Рим. Возможно, что именно в Италии художник создал свой шедевр. Он был под влиянием творчества мастеров венецианского Возрождения. Прототип картины Веласкеса можно увидеть в «Венере перед зеркалом» (1555 г) и «Венере Урбинской» (1538 г) итальянца Тициана, «Спящей Венере» (1510 г) венецианского художника Джорджоне и в «Венере перед зеркалом» (1615 г) Рубенса.

В тоже время Венера Веласкеса сильно отличается от итальянских обнажённых женщин.

Венера Урбинская Тициана

Close
Венера Урбинская Тициана

Картина увеличивается, «Венера Урбинская» Тициан

Художники всегда стремились изобразить наготу (а тем более, художники-мужчины), ведь одно дело писать бездушную одежду, совсем другое — человеческое тело. И писали в основном женское. Однако до сравнительно недавнего времени во многих странах просто нагота, не связанная с мифологией или религией, воспринималась критически.

Потому-то так много картин, изображающих обнажённых богов и богинь, Венер и Данай.

Что же с картиной Веласкеса? Первоначально она просто называлась Dona Desnuda (от исп. «нагая донья, женщина»). Уже потом она получила названия «Венера перед зеркалом» или «Туалет Венеры».

На картине изображена, всего скорее, испанка. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Необычна композиция картины. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает...

Единственное, что указывает на то, что перед нами Венера, это Купидон (по мифу, сын богини), держащий зеркало. Крылья Купидона ярко контрастируют с цветом его кожи.

На нём висит синяя шёлковая лента (тоже самое можно встретить на картине Тициана 1555 года), ещё одна, розовая спадает на зеркало. Некоторые искусствоведы видят в этих лентах символ оков, которые падают на влюблённых. Любовь не окрыляет, а связывает.

Венера перед зеркалом, Тициан

Close
Венера перед зеркалом, Тициан

Картина увеличивается, «Венера перед зеркалом», Тициан. Лента на Купидоне почти такая же, как и на картине Веласкеса

Больше никаких традиционных символов (роз, стрел и лука) нет.

Купидон держит зеркало. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Вообще, Веласкес, нередко использует зеркала в своих картинах, чтобы добиться определённого воздействия на зрителя.

Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Такое, вот, несоответствие.

Венера перед зеркалом, Веласкес, фрагмент

Смутное отражение лица в зеркале

Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Куда смотрит женщина? По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. На что нужно обращать внимание? На потомство, в котором продолжается жизнь и красота, которая так временна?

По другой теории, зеркало являет собой разграничитель на мир реальный (отражение) и мир фантазий (красота)... Более того, лицо в зеркале отражено не так, как должно быть на самом деле. Конечно, это специальный приём художника.

До начала 19 века картина «Венера перед зеркалом» находилась в Испании в частных коллекциях, не предавалась огласке. Потом в 1813 году была перевезена в Англию, сейчас находится в Лондонской национальной галерее.

В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Суфражистка* Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». За своё ужасное действие, совершённое, на мой взгляд, истеричной и обделённой мужским вниманием (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу?), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Что нужно иметь в голове, чтобы руки делали такое?

К счастью, картина была полностью отреставрирована.

* Суфражистки (от англ. suffrage — избирательное право) — участницы движения конца 19 — начала 20 веков. борющиеся за предоставление женщинам избирательного права.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 9 коммент.

Юлия!!! Спасибо за очередную интересную статью!!! Спасибо за знакомство с картинами и с их историей!!!

Ответить

Замечательный анализ картины. Венера Веласкеса действительно реалистична, без атрибутов мифологии.

А Мэри Ричардсон просто сумасшедшая. :)

Ответить

Да, вот что бывает если женщина не удовлетворена. У Ричардсон снесло крышу на этой почве.

Интересная статья!

Ответить

Юлия Риа:

Да, истории картин интересны...

А с суфражистками столько подобных историй было в то время. Ухх. С одной стороны свои права отстаивали, но с другой — действия были их крайне противоречивы.

Ответить

Интересный пост и красивая картина. Мне она больше нравится чем тициановская. А вы по работе связаны с картинами или исключительно для себя находите информацию?

Ответить

Юлия:

Спасибо.

Прежде всего, делюсь информацией :) Но в процессе узнаю, конечно, много нового и для себя. Работа у меня не связана с картинами, но связана жизнь.:) Изучаю искусство, потому что мне этот «мир» нравится. Кроме того сама немного рисую.

Ответить

Оля Раскраскина:

Это здорово. Спасибо тебе и продолжай в том же духе!!!!

Ответить

ох уж эта суфражистка )

интересная история, спасибо!

Ответить

Юлия, спасибо за интересный рассказ о замечательной картине Веласкеса. Хотелось бы знать, есть ли убедительные мнения искусствоведов о несоответствии истинного лица Венеры ее отображению в зеркале. Ведь не случайно великий художник ТАК нарисовал картину!

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: