Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Эпизод 3. Восстание древлян

Рубрика «Иллюстрированная история России»

Автор: Евгений Сусманович

 
Центральное событие: Восстание древлян против киевских князей в 945 году.

Центральная картина: «Княгиня Ольга. Месть древлянам», С.Н. Ефошкин (2006).

Древляне – это реальный славянский народ, проживавший в лесах на территории, главным образом, современной Житомирской области Украины. В историю России древлянское племя вошло благодаря знаменитой летописи монаха Нестора «Повести временных лет». Многое в этом документе описано не объективно, попадаются и выдумки. Но только у Нестора мы можем прочитать красивую и поучительную историю сопротивления и покорения древлян, историю их борьбы за независимость от набирающих силу в IX – X веках киевских князей. Все цитаты, приведённые в статье, взяты из «Повести временных лет» (в переводе Д.С. Лихачёва).

Действующие лица:

1. Мал (? – 946). Князь древлян.

Памятник древлянскому князю Малу в городе Коростень

Памятник древлянскому князю Малу в городе Коростень (скульптор Игорь Заричный), медь (2005)


2. Княгиня Ольга (ок. 890 – 969). Жена князя Игоря.

Сергей Алексеевич Кириллов Княгиня Ольга (Крещение)

Сергей Алексеевич Кириллов (р. 1960) «Княгиня Ольга (Крещение)», 1993

3. Князь Игорь (ок. 848 – 945). Сын Рюрика, оставшийся на попечении у князя Олега. Не путать Игоря Рюриковича с героем «Слова о полку Игореве» — там участвует Игорь Святославович (1151 – 1202), князь черниговский.

Князь Игорь

«Князь Игорь» неизвестный художник

4. Князь Олег (он же Вещий Олег по «Повести временных лет»). Правил Киевом с 882 года. Это он объявил Киев матерью городов русских. На картине Глазунова Олег держит маленького воспитанника Игоря, сына Рюрика

Илья Сергеевич Глазунов  Князь Олег и Игорь

Илья Сергеевич Глазунов (р. 1930) «Князь Олег и Игорь» (1972)

Именно Олегу принадлежит честь «открытия» древлян. Жил себе этот народ, в меру воинственный, в меру культурный, со своими князьями и городами. Но вот пришёл (в 883 году) князь киевский Олег и обложил их данью, в рамках своей программы по расширению киевской земли. Подчинение их не только в дани заключалось, но и, например, в участии их воинов в ополчении Олега против Византии.

Примерно в 912 году в расцвете сил Олег внезапно умирает от укуса ядовитой змеи, затаившейся в костях некогда любимого князем коня.

Виктор Васнецов Олег у костей коня

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) «Олег у костей коня» (1899). Иллюстрация к “Песни о вещем Олеге” А.С.Пушкина»

Древляне воспряли духом. Решено было не платить новому князю (Игорю) и вообще не пускать его посланников на свою территорию. Князь Игорь собрал войско, усмирил бунтовщиков и обложил новой данью, пуще прежней.

Василий Лебедев Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году

Клавдий Васильевич Лебедев (1852 – 1916) «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году»

И вот тут начинается самое интересное. Художник Клавдий Лебедев относит сюжет своей картины к 945 году, именно в этот год, по летописи, князь Игорь учинил особенно большое разорение древлян («и творили насилие над ними мужи его»). По дороге обратно в Киев: «…поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства».

Не выдержали древляне. На совете во главе с князем Малом порешили расправиться с Игорем, аки с надоедливым волком, повадившимся ходить в стадо овец. Всех поубивали, а Игорю устроили казнь жуткую: привязали обе ноги его к двум дубам согнутым. И отпустили дубы. Те, вырвавшись на свободу, разорвали тело княжеское.

Казнь князя Игоря

Фёдор Антонович Бруни (1801 – 1875) «Казнь князя Игоря» (1839)

После чего, послали древляне посольство к вдове Игоря княгине Ольге:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего, за Мала».

Сегодня нам может показаться нелепым решение древлян сосватать Ольге князя Мала. Гораздо понятнее поведение Ольги, задумавшей отомстить древлянам за смерть мужа. На вышеприведённом изображении картины Кириллова мы видим с каким лицом принимала крещение княгиня Ольга (крещение Руси произойдёт лишь при её внуке Владимире). Это была властная и гордая женщина. Ей удалось четыре раза (!) подряд обмануть древлян, и, в конце концов, полностью покорить Киеву.

Первый раз она живьём закопала сватьёв. Посоветовала им сначала потребовать ладью, типа как почётным гостям:"Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье" – и их понесли в ладье. И прямо всю ладью и опрокинули в загодя вырытую яму. Второй раз живьём сожгла новых посланников доброй воли, пока те мылись в бане: «Вымывшись, придите ко мне» – говорила она им. В третий раз, сама поехала в гости к древлянам: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». На вопрос о судьбе предыдущих посланников Ольга простодушно отвечала «Едут». Напоив хорошенько мёдом древлян, Ольга велела дружине своей всех их изрубить. И вернулась в Киев. Наконец, собрав в Киеве войско, Ольга подступила к Искоростеню (ныне Коростень, тот самый, где стоит медный памятник кн. Малу) и, после долгой осады (либо одно лето, либо целый год), удумала свою четвёртую хитрость. Якобы в качестве дани, Ольга с каждого двора собрала домашних голубей и пообещала уйти. На следующую же ночь к лапкам голубей привязали мешочки с зажигательной смесью и трутом (сушёным грибом с селитряной пропиткой) и отпустили по домам. Естественно весь город загорелся, а жителей перехватили на выходе. Частично отдала в рабство, частично убила, остальных же оставила, обложив непосильной данью. Восстание древлян было подавлено.

Сергей Николаевич Ефошкин Княгиня Ольга. Месть древлянам

Сергей Николаевич Ефошкин (р. 1960) «Княгиня Ольга. Месть древлянам»
бумага, акварель. 32×25 см (2006)

Чуть позже, в 957 году в Константинополе, Ольга приняла обряд крещения. И сделала это, снова прибегнув к хитрости. Но это уже совсем другая история.

Анализируя рассказ Нестора-летописца, русский историк Сергей Михайлович Соловьёв пишет о положении кровной мести в системе ценностей Древней Руси:

«…и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином».


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи 4 комментария

Очень необычный памятник!

Ответить

Евгений Сусманович:

Огромный монумент. Почитают Мала на Украине, а Игоря считают агрессором.

Ответить

Вырезала пол страны и обратилась в веру. А что, логично! По-нашему.

Ответить

Евгений Сусманович:

Тогда христианство принимали по политическим соображениям (впрочем, так и сейчас бывает).

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: