Эпизод 94. Переход Суворова через Альпы
Рубрика «Иллюстрированная история России»
Автор: Евгений Сусманович
Центральное событие: Швейцарский поход Суворова 1799 года.
Центральная картина: «Переход Суворова через Альпы», В.И. Суриков (1895—1899).
Примечание: все цитаты приведены из книги А.Ф. Петрушевского «Генералиссимус князь Суворов» (1884) Все изображения увеличиваются
С мая месяца 1797 года фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, полководец, не потерпевший ни одного поражения, находился в ссылке в селе Кончанском. Опала вызвана его недовольством и откровенным неприятием военных реформ, затеянных Павлом I. Император задумал обустроить армию по прусскому образцу. Этот портрет Павла написан как раз в 1797 году – император носил форму полковника Преображенского полка и далеко не искренний траур по случаю смерти матушки своей Екатерины II
Степан Семёнович Щукин (1724 – 1828) Портрет императора Павла I (1797)
Суворов тяжело переносил ссылку, тем более, стервятниками на него набросились некоторые его знакомые со своими денежными исками. Разумеется, они молчали в тряпочку во время славы Суворова, его победоносной службы при императрице Екатерине. Однако духом Александр Васильевич не падал и, несмотря на свои 68 лет, вёл физически активную жизнь в резонном ожидании скорой востребованности.
Иван Петрович Степашкин (1882 – 1960) «Суворов в селе Кончанском» (1958)
Это было время затянувшихся войн европейских держав-монархий с революционной Францией-республикой. Италия уже находилась под властью французов. Австрия обратилась за помощью к российскому императору. У императора Павла помимо внутренней ненависти к свободному духу Франции были и политические мотивы выступать на стороне Австрии. Суворов был вызван в Петербург. Надо сказать, Суворова дважды вызывали по велению императора. Первый раз Суворов приезжал в столицу, имел беседу с Павлом, не сошлись они во мнениях и фельдмаршал вернулся. И даже собрался было в монастырь. Но вот Павел посылает к Суворову флигель-адъютанта Толбухина с письмом:
«сейчас получил я, граф Александр Васильевич, известие о настоятельном желании Венского двора, чтобы вы предводительствовали армиями его в Италии, куда и мои корпусы Розенберга и Германа идут. Итак по сему и при теперешних европейских обстоятельствах, долгом почитаю не от своего только лица, но от лица и других, предложить вам взять дело и команду на себя и прибыть сюда для отъезда в Вену».
Скорее всего, именно это (второе) возвращение Суворова запечатлёно на знаменитой картине советского художника Викторова. Хотя и первый раз к Суворову тоже приезжал флигель-адъютант (племянник его князь Горчаков).
Сергей Павлович Викторов (1916 — 1977) «Суворов в селе Кончанском» (1947)
Оба раза это было зимой, но следующая картина повествует также о втором, окончательном, отъезде Суворова из Кончанского в 1799 году
Николай Аверинович Шабунин (1866 – 1907) «Отъезд Суворова из Кончанского в поход 1799 года» (1903)
Вот так Александр Васильевич отправился на войну с французами за освобождение Северной Италии. Эта кампания получила в истории название Итальянского похода Суворова 1799 года. Сей поход, словно флажками, обозначен блистательными победами русского оружия. Сражение на реке Адда, взятие Турина, сражение на реке Треббия, битва близ городка Нови… (следует отметить, что на Средиземном море в это же время успешно действовал вице-адмирал Ушаков). В результате проведённых операций французы ретировались почти со всей территории Северной Италии.
Адольф Иосифович Шарлемань (1826 – 1921) «Торжественная встреча А.В. Суворова в Милане в апреле 1799 года» (1855)
Картина баталиста Шарлеманя вполне передаёт настроение простых итальянцев, в котором они встречали Суворова, и вообще русскую армию-освободительницу.
Ну и естественно не обошлось без политических интриг. Вместо того чтобы продолжить наступления на французов, Венский двор направляет Суворова в Швейцарию для соединения с находящимся там корпусом генерала А.М. Римского-Корсакова. По сути дела, в чём сходятся мнения большинства историков, австрийцы более не желали видеть триумфального шествия русских, имея свои планы на Италию. Александр Васильевич, не без колебаний, начинает новый марш, получивший название Швейцарский поход Суворова. Но теперь уже он будет ознаменован предательствами, отступлением и, в то же время, великогероическими подвигами простого солдата и снова победами вопреки.
В детстве я очень любил разглядывать хорошо иллюстрированную книжку «Переход Суворова через Альпы» (1983) писателя Олега Орлова. Собственно, память о заключённых в ней картинках двигала мной при выборе темы статьи. Книжка нашлась, и вот я предлагаю всю схему Швейцарского похода взять из этого детского, но содержательного источника:
Одним из условий, которое поставил Суворов, согласившись на опасный и сомнительный переход, было присутствие австрийских войск под его началом, поскольку в этих горных местах они имели большой опыт ведения войны. Однако, в русском войске постепенно возрастал негатив по отношению к австрийцам – те из рук вон плохо выполняли свои союзнические обязательства. Например, от идеи быстро атаковать французов в районе перевала Сен-Готард, Суворов вынужден был отказаться, поскольку союзники вовремя не подготовили вьючных мулов.
Сен-Готард охранялся относительно небольшим французским контингентом, но невыгодное для атакующих расположение увеличивало оборону. Только с третьего штурма, при обходном манёвре, перевал был взят.
Александр Евстафиевич Коцебу (1815 – 1889) «Переход войск Суворова через Сен-Готард 13 сентября 1799 года» (1859)
На следующий день русские двинулись вниз по реке Рейсе…
«…дорога по правому берегу врезывается в утесы, отвесно спускающиеся в русло реки, так что сообщение идет пробитым в скалах туннелем, который называется Урнер-Лох и имел в то время 80 шагов длины при 4 шагах ширины. Несколько ниже по течению реки, дорога лепится в виде карниза по отвесной скале и круто спускается к арке Чёртова моста, который составляет с нею прямой угол. На этом пространстве Рейса несется между нависшими над ней горами; вода имеет большое падение и низвергается несколькими водопадами; поток ревет, покрытый пеной, и рев его слышится далеко кругом. Центром этой дикой, величественной картины служит Чёртов мост, смело переброшенный над пропастью, на высоте 75 футов от воды…»
Туннель с той стороны оборонялся французами, так что и разговора быть не могло пробиваться через эту дыру-мышеловку. Суворов посылает две обходные колонны по 200 и 300 человек, и всё-таки начинает рассчитанный прямой прорыв туннеля Урнер-Лох. Своевременное появление русских в тылу повергло французов в бегство к Чёртову мосту, они перебежали на тот берег и разрушили за собой часть моста. Русские солдаты под шквальным огнём чинили мост из брёвен рядом расположившегося сарая, связывая их шарфами офицеров. На картине художника Коцебу не очень заметно, что мост разрушен. Не смейтесь, но та битва, тот безумный переход через Чёртов мост напоминает компьютерную игру-стрелялку, когда (уже на высоком уровне) ничто не может остановить груду ломящихся напролом каких-нибудь зомби…
Александр Евстафиевич Коцебу (1815 – 1889) «Переход Суворова через Чёртов мост» (1857)
После, русская армия вступила в городок Альтдорф.
Примерно в это же время (14-15 сентября) французский генерал Андрэ Массена разбил в сражении под Цюрихом корпус А.М. Римского-Корсакова, тот самый, на встречу с которым шёл Суворов.
«Суворов остался против Французов на всем театре войны один со своей маленькой армией, истощенной, истомленной в конец, без продовольствия, без артиллерии и, главное, без всякой надежды на чью либо помощь или содействие...Теплой одежды не было, да и летняя имела вид рубища, а обувь и того хуже; в сухарных мешках людей не оставалось почти ничего; вьюки с провиантом тянулись еще сзади, и Бог знает сколько из них погибло в пропастях… кавалерийские лошади обезножены и истощены совершенной бескормицей».
Таким образом, выходя из Альтдорфа, наш фельдмаршал прямиком шёл в западню – в Муттенскую долину. Там он узнал о разгроме Римского-Корсакова и собрал военный совет. Решено было прорываться в Гларис. Массена принял все меры, чтобы не выпустить русских из долины. Массена мечтал взять в плен фельдмаршала Суворова. Массена был амбициозной личностью. Каково же было его удивление, когда бой 19 сентября они проиграли. На следующий день он принял на себя личное командование сражением. Предприняв ложное отступление, наши втянули французов к виноградникам, где спрятались основные силы. Началась рукопашная. А что такое, когда русские идут в рукопашный бой знают все! Андрэ Массену свалил с лошади русский Иван (унтер-офицер Иван Махотин) и если бы не подоспевшая помощь к Массене, не видать бы ему маршальского жезла из рук Наполеона, потом в 1804 году.
Прибыв в Гларис, наши войска обнаружили отсутствие всякого присутствия союзников австрийцев – они вообще ушли из Швейцарии. Суворов был в бешенстве.
«Австрийцы поставили его в положение, доселе им не испытанное, несмотря на долгую военную карьеру; они привели его к краю пропасти, где его слава непобедимости могла исчезнуть как мираж. Пробиваясь чрез Муттенталь и Кленталь, он имел в виду продолжать наступление к Везену, чтобы открыть себе путь на Сарганс, соединиться с Елачичем, потом с Петрашем, временно заменившим Готце, и наконец с Корсаковым… Суворову предстояло принять решение о спасении военной чести и славы России, как можно меньше рискуя и помышляя лишь о том, чтобы сохранить остаток армии от поражения и истребления».
На военном совете порешили отступать через хребет Паникс высотой до 2500 метров над уровнем моря. 23-24 сентября, отбивая вялые атаки французов, русские солдаты шли по смертельной тропе Паникса. Лёд, ветер и скалы, движение гуськом, спуск ещё более страшен, чем подъём, Суворов на коне умудряется шутить и петь песни, солдаты благодарны ему за это. Через сто лет Василий Суриков напишет, быть может, гротескную, картину, посвящённую этому экстремальному переходу
Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) «Переход Суворова через Альпы» (1895—1899)
Друзья мои, вот вам одно из важнейших условий эффективности Армии. Маленькая, но очень красноречивая иллюстрация того, откуда у солдат боевой дух берётся! Цитирую также по Петрушевскому (который сам носил звание генерал-лейтенанта русской армии):
«Офицеры и генералы бедствовали чуть ли не больше, и солдаты им охотно помогали, чем могли: чинили обувь на привале, делились харчами из последних скудных остатков. Милорадович на биваке съел у одного солдата спеченную из альторфской муки пригорелую лепешку, очень ее похвалил, поблагодарил хозяина и прислал ему взамен небольшой кусочек сыра, — половину всего, что имел сам. Солдат не взял сыру, а вместе с другими своего десятка или капральства составил складчину, по сухарику с брата, и все это с кусочком сухого бульона, взятого с убитого французского офицера, отнес в узелке к Милорадовичу, который поблагодарил и принял».
Войска вышли из окружения и прибыли в Иланц. Павел I произвёл Суворова в генералиссимусы, и, узнав о предательстве австрийских генералов, разорвал союзнические отношения с Австрией. Суворов возвратился в Россию.
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Эпизод 5. Крещение Руси // 3 мая 2012 // 15
- Эпизод 96. Бородинское сражение vs Bataille de la Moskova // 29 апреля 2012 // 9
- Эпизод 115. Кровавое воскресенье // 22 июня 2011 // 9
- Эпизод 12. Куликовская битва // 15 мая 2011 // 6
- Эпизод 97. Москва французу отдана, сентябрь 1812 года // 27 апреля 2011 // 14
К записи 2 комментария
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Конечно великий человек.
Но история часто выдает не в истинном свете происходившие события. Патриотическое воспитание не приемлет мысли о том, что русскими трупами затыкали проблемные участки Европы.
По сути Суворов узурпировал и свел на нет Завоевания Наполеона, пока тот был в Египте. В итоге Италия все равно осталась под Францией, и вся эта геройская бровада не более чем патриотическое шоу и горделивая ширма, которой накрыли трупы наших предков.
Ответить
Евгений Сусманович:
сентября 19, 2012 в 15:38
«Но история часто выдает не в истинном свете происходившие события...» История, или преподавание истории? Интересующимся людям сегодня ясна бессмысленность Швейцарского похода. Австрия подставила Павла и, конечно, Суворова. Из этого секрет никто не делает. Ну а что касается преподавания... Ура-патриотизм не уничтожим, здесь ничего не поделаешь
Ответить