Образ лошади в живописи
Автор: Юлия Риа
Лошадь — это одно из тех животных, встретить которое на картинах, да и вообще в искусстве, не составит труда, настолько сильно она вошла в нашу жизнь. Даже такой поджанр живописи есть — иппический (от греческого hippos — лошадь). И пусть последнее время (с 19 века) их практическое значение стало резко снижаться в современном мире под натиском машин, вряд ли образ этих самых машин станет музой для стольких поколений художников (направление стимпанк не в счёт, про него отдельный разговор). Более того, вряд ли груда металла для передвижения сможет такое:
Лошадь Джульетта рисует.
Как и изображение кошки в живописи, первые рисунки лошади можно найти у первобытных художников, в пещерах Ласко, Альтамира, Шове:
Лошадь из Альтамиры
Из пещеры Ласко
Рисунок из пещеры Шове
Но если разбираться, в пещерах изображены предки современных лошадей, вымершие тарпаны — подвид диких лошадей. В те времена лошади ещё не были приручены и, наоборот, являлись объектом охоты.
Существуют и другие вымершие предки современных лошадей, которые обрели вторую жизнь в рисунках художников-анималистов, например Василия Алексеевича Ватагина: гиракотерии и гиппарионы.
Гиракотерии. Бумага на картоне, акварель, карандаш, 1910 год. Вымерший род представителей лошадеподобных животных.
Гиппарионы. Бумага на картоне, акварель, карандаш, 1910 год. Вымерший род семейства лошадиных.
Почему же образ лошади в живописи стал так распространён? Чем лошадь заслужила такое внимание мастеров? Своим окрасом?
Голландский художник Паулюс Поттер, «Пегая лошадь» (около 1654)
Во всей красе и детальном приближении смотрите картину на
Или вот в таком окрасе являлись лошади немецкому живописцу Францу Марку:
Франц Марк, «Башня из синих лошадей», холст, масло, 1913 год (ныне картина считается потерянной)
Франц Марк, «Синие кони», холст, масло, 1911 год. Эта картина навивает на меня грусть и сожаление, слишком тревожные в ней используются сочетания цветов. Возможно поэтому второе название картины «Die grossen blauen Pferde», что с немецкого можно перевести, как Смерть большой синей лошади.
Может, художников привлекает их грация и изящество?
Английский художник Джордж Стаббс, «Уистлиджкейт», холст, масло, с 1762. Размеры картины впечатляют: 292 см на 246,4 см, как и, наверное, сама картина в натуральную величину.
Джордж Стаббс известен, как отменный художник-анималист, специализирующийся на анатомии лошадей.
Джордж Стаббс, «Лев, нападающий на лошадь», холст, масло, 1770 год
Может, лошадь подкупает людей своей дружелюбностью? Ведь, после собаки, наверное, в первую очередь лошадь можно назвать другом человека. И часто лошадь на картинах изображена в этой роли.
Николай Егорович Сверчков, «Мальчик с лошадью»
Английский художник Джошуа Рейнолдс, «Капитан Джордж Коусмакер», 1782 год
Также считается, что лошадь символизирует в некоторой степени свободный дух и нрав. Однако тут меня смущает такой парадокс: всё-таки свободолюбивая лошадь подчинилась человеку и покорно исполняет, порой, его жестокую волю. Я не могу залезть в голову лошади, где, возможно поняла бы, что не порабощён её дух, только внешняя свобода взята в узду. Как знать.
Николай Егорович Сверчков, «Из конюшни», 1866 год
Гольбейн Ганс младший, «Аллегория страсти», 45×45 см,
И всё-таки не нравятся мне такие картины:
Николай Егорович Сверчков, «Наперегонки»
Н. С. Самокиш, «Тройка», конец XIX века.
Вообще, русскую тройку лошадей — символ русского народа — часто можно увидеть на картинах.
Лошадь использовали на картинах для создания атмосферы величия, авторитета, тем более, если изобразить маститую лошадь. Верховые портреты — целая культура.
Антонис Ван Дейк, «Верховой портрет Карла I»
Карл Брюллов, «Всадница»
Но, разумеется, чаще всего лошадь задействована в батальных картинах, ведь она была средством передвижения в старые времена и незаменима в военное время.
Копия работы Рубенса «Битва при Ангиари», чёрный мел, чернила, водяные краски на бумаге.
Копия «Битвы при Ангиари» сделана с набросков на картоне фрески Леонардо да Винчи, над которой он работал в
Часто именно в такой манере изображаются и другие батальные сцены с лошадьми: перемешаны тела людей, лошадей — всюду бойня и смерть.
Виллевальде Богдан Павлович, «Подвиг Конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году»
Виллевальде Богдан Павлович, «Сегодня ты, а завтра я»
Эжен Делакруа, «Сражение рыцарей»
В конечном счёте, лошади сделали много для нас, можно сказать мы перед ними в долгу. И нет ничего удивительного, что они порой являются главной и единственной фигурой на картине. Мысль написать эту статью собственно и возникла, когда я рассматривала картину Жана Луи Жерико, самое, на мой взгляд, интересное изображение лошади.
Жан Луи Жерико, «Лошадь, испугавшаяся молнии». Более подробно смотреть
P.S. В
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Цветы в живописи // 30 сентября 2012 // 11
- Смерть. Добавить в друзья // 16 сентября 2012 // 13
- Говорит и показывает Карл Шпицвег, немецкий живописец // 13 июня 2012 // 6
- Кошки в живописи // 14 мая 2012 // 16
- Акварель Альбрехта Дюрера, часть 2 // 2 декабря 2011 // 28
К записи 5 комментариев
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Юля, статья отличная. Но... есть серьезное замечание. Фреска Леонардо «Битва при Ангъяри» должна была украшать одну из стен в Зале Пятисот в Палаццо Веккьо. И да, скорее всего, Вазари не стал уничтожать ее, застроив ее стеной, что на сей день является почти что доказанным фактом. Об этом, в частности, есть упоминание в моей статье:www.blogoitaliano.com/gor...zrozhdeniya.html Желаю успехов!
Ответить
Юлия Риа:
мая 21, 2013 в 9:09
Спасибо. И за замечание тоже. Я спутала Палаццо Веккьо с церковью Санта-Мария-Новелла, где Леонардо делал подготовительный набросок. Хорошо, что ты заметила. А про доказано или нет... Мне тоже, кажется, что факт почти достоверен, но ещё пока есть ряд искусствоведов, считающих, что выводы делать рано.
P.S. Не знала, что ты пишешь на сайты. Там полностью все твои статьи?
Ответить
Пишу и тем зарабатываю уже почти 2 года. Постепенно смогла добиться того, чтобы писать только о том, о чем хочется писать даже на заказ — истории, литературе, культуре, в крайнем случае, туризме. Именно на этом сайте все статьи по достопримечательностям — мои (о Тайной вечере, Сикстинской капелле, Галерее Уффици, Галерее Боргезе, Палаццо Питти и др.). Это один из нескольких сайтов моего постоянного работодателя из Украины. Планирую и совместный проект с заказчиком из Ростова-на-Дону. Домен уже зарегистрирован: voyage-en-france.ru (Все о Франции, разумеется, с историческим уклоном). Если все пойдет нормально, думаю, к концу лета там будет что почитать. Так что заходите. Ваш блог просматриваю регулярно, жду новых интересных статей.
И, кстати, поздравляю вас с днем рождения Дюрера
Ответить
«Возможно поэтому второе название картины «Die grossen blauen Pferde», что с немецкого можно перевести, как Смерть большой синей лошади»
вы хоть гугл-переводчик используйте хотя бы для проверки своих догадок. даю подсказку: смерть по-немецки будет tod.
Ответить
алкоголь в канистрах в спб отзывы
В данный момент алкоголь отправлен на экспертизу. Заведено уголовное дело. Сотрудники правоохранительных органов устанавливают организаторов производства, подельников и каналы сбыта. Об этом сообщает пресс-служба ГУ МВД по Санкт-Петербургу и ленинградской области.
Фотографии и видео6 пресс-служба МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
элитный алкоголь в канистрах спб
В Санкт-Петербурге январь, 13, 2019 год -6 °C.
элитный алкоголь спб
Читают все.
элитный алкоголь спб — Алкоголь в канистрах в спб.
Н овости партнёров.
Ответить