Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
Рубрика «История одной картины»
Автор: Евгений Сусманович
Холст, масло. 144 на 162 см
Впервые картину Мать Уистлера я увидел... Точнее нужно говорить, конечно, так: о существовании этой картины я узнал из фильма «Мистер Бин» с участием Роуэна Аткинсона. Речь идёт именно о полнометражном фильме производства 1997 года, а не об одноимённом телесериале из 14 серий (с 1990 по 1995 годы). Итак, по сюжету фильма картина Джеймса Уистлера куплена у французского музея Франции одним богачом и подарена Лос-Анжелесской художественной галерее. Смотритель Королевской Британской Галереи мистер Бин нечаянно, но отчаянно испортил голову матери художника. Над обстоятельствами этого ужаса до сих пор хохотали и до сих пор хохочут сотни миллионов людей во всём мире.
Грамотно используйте очистительные средства. Они могут оказаться растворителями
Пытаясь восстановить изображение, герой Аткинсона проявил чрезмерную креативность:
Не пытайтесь самостоятельно восстановить повреждённую вещь, если не знаете, как она устроена
Комедийные приключения картины Мать Джеймса Уистлера тоже ведь часть истории этого произведения. Работа Уистлера действительно находится во Франции, в городе Париже, в музее Орсе. А Джеймс Уистлер является американским художником, но свои лучшие творческие годы он провёл в Европе, и свою картину, написанную в 1871 году, впервые представил на выставке Королевской Академии Художеств самой престижной в Великобритании...
У Джеймса Уистлера, как и у многих других предшественников импрессионизма, были натянутые отношения с критикой. Например, «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» стала последней картиной Уистлера, которую согласились разместить на выставке Королевской Академии. Но это ерунда. Самое интересное, что одним из его непримиримых критиков стал искусствовед Джон Рёскин (Раскин). Весьма занимательная личность с внешностью Льва Толстого (и, как оказалось, оказавшего на русского писателя определённое интеллектуальное влияние), сам Рёскин был борцом с академизмом и ниспровергателем «незыблемых» ценностей классической живописи.
Зачем ему нужно было нападать на зарождающийся импрессионизм? Чужая душа потёмки. Но искусствоведческая дискуссия в английской специфике получила вполне английское развитие — Джеймс Уистлер подал в суд на Джона Рёскина за оскорбление чувств и достоинства. Это было в связи с критикой картины Уистлера, написанной в 1875 году, под названием «Ноктюрн: Падающие огни». Именно на этом суде произошёл впоследствии ставший знаменитым диалог между адвокатом истца (т.е. Рёскина) и ответчиком-художником. Примерно такой диалог:
Адвокат Рёскина: Сколько времени вы рисовали эту картину?
Уистлер: Два дня.
Адвокат Рёскина: И за два дня работы вы хотите аж двести гиней?!
Уистлер: Нет, я прошу эти деньги за знание и умения, которые получал всю жизнь!
Джеймс Уистлер «Ноктюрн: Падающие огни». В другом переводе — падающая ракета. Посмотрите при большом увеличении, и может быть вы согласитесь с Джоном Рёскиным, который писал о ней: «...я никогда не предполагал увидеть, как некий тщеславец осмелится запросить двести гиней за то, что он брызнул краской из горшка в лицо публике».
Следует отметить что картину Мать Уистлер писал долго, в течение 70 сеансов. Это самая известная картина английского художника. В ней он отразил своё понимание цвета. Уистлер свои картины уподоблял музыкальным произведениям, что очевидно даже по их названиям, и в этих произведениях цветовая гармония для него была на первом месте. Говорят, что на месте матери могла быть и другая модель, что мать это второй вопрос, но главное, чтобы серое играло с чёрным. Цветовые переливы составляли живопись Джеймса Уистлера.
Джеймс Уистлер. «Вариация в сером и зелёном. Портрет Томаса Карлейля» (1872)
При подготовке поста была использована статья Людмилы Вайнер
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях» // 17 мая 2013 // 7
- Василий Суриков «Боярыня Морозова» // 20 апреля 2013 //
- Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" // 6 апреля 2013 // 3
- Ганс Гольбейн Младший «Послы» // 14 июня 2012 // 8
- Эдвард Мунк «Крик» // 27 мая 2012 // 18
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень