Рембрандт ван Рейн «Даная»
Рубрика «История одной картины»
Автор: Юлия Риа
Холст, масло. 185 на 203 см
Картина увеличивается
Есть такой миф у греков о дочери царя Аргоса (город в Греции) Акрисия. Ему как-то предсказали, что умрёт он от руки собственного внука. Тогда Акрисий, недолго думая, заточил свою дочь Данаю в башню под стражу. Однако она приглянулась Зевсу, и он проник к ней в виде золотого дождя. В результате этого, Даная забеременела и родила сына Персея. Узнав об этом, Акрисий велел посадить дочь вместе с внуком в бочку и выкинуть в море. Так и сделали, но бочку прибило к берегу, и Даная с Персеем спаслись. Спустя время, на играх, Персей метал диск и случайно попал в отца Данаи, который находился среди зрителей. Так сбылось пророчество.
Из этой легенды один момент получил особое распространение среди художников: получение Зевсом любви Данаи благодаря золотому дождю, тема-то совсем обыденная, не возвышенная — любовь за деньги.
Практически на всех картинах, изображающих встречу Данаи и Зевса, присутствует сама Даная, лежащая на кровати, её служанка, держащая наготове мешок для золота, Амур (сын богини любви) и Зевс в виде золотого дождя.
Орацио Джентилески «Даная» 1621 г.
На картине Рембрандта «Даная» золотого дождя нет, и Амур почему-то плачет, и взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, за полог.
Сомнения насчёт картины, или История номер 2
В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Картины переписывали в его присутствии, он тогда подтвердил, что картина с изображённой женщиной и плачущим амуром, действительно «Даная». Если бы не это его утверждение, спустя время искусствоведы, наверное, давно уже переименовали эту картину: она никак не удовлетворяла условиям мифа. Что изображено на ней? Женщина, по внешнему виду, скорее всего беременная, ждёт, с сомнением и трепетом, кого-то (скорее всего, возлюбленного), и руку нерешительно подняла в приветственном жесте. Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа.
Но так как, Рембрандт подтвердил, что это Даная, искусствоведы не могли взять в толк, почему он решил так сильно поменять сюжет. Зачем сковал руки Амуру в изголовье и заставил его плакать?
Рембрандт «Даная», фрагмент плачущего Амура
Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи. Главным вдохновителем для него была его жена — Саския. На многих его картинах того периода (картина по первоначальным данным была написана в 1636 году) моделью является именно она, как для просто портретных жанров, так и для мифических сюжетов. Вместе с ней Рембрандт часто писал себя. Лицо же Данаи совсем не похоже на лицо его жены.
История номер 1
Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века. Так была раскрыта первая история картины.
В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка (находившаяся тогда по центру), смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз (это знак прощания). И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками. Он-то знал, что Зевс уходит навсегда, что счастье так мимолётно.
Знал это и Рембрандт. В 1642 году Саския умерла. С этого времени всё в его жизни пошло не так, вплоть до самой смерти.
В 1647 году Рембрандт решил изменить картину. Что его побудило к этому? Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она.
В некоторых описаниях картины, можно прочитать, что Рембрандт не любил приукрашивать жизнь, изображал людей такими, какие они есть. Что его Даная — женщина весьма не симпатичная... Это ставит меня в тупик. Смотрю на эту картину и вижу, как раз красоту. Красота, прежде всего, в естественности: а Даная написана настолько искусно, что можно угадать её трепет перед долгожданной встречей.
Рембрандт «Даная», фрагмент
Как же эта картина отличается от картин, современных художников, изображающих нагое тело! Что не так сейчас с живописью, если, когда смотришь на, так называемое современное ню, и видишь, лишь пошлый соблазн и похоть?
Нападение на картину
При написании золотого дождя в первом варианте, а во втором — золотого света, Рембрандт добавлял в краску толченый янтарь. Сейчас мы не можем увидеть подлинный свет картины.
В 1985 году, в Эрмитаже, один из посетителей четыре раза плеснул на картину серную кислоту, после чего два раз порезал её ножом. Серная кислота немедленно стала разъедать слои краски, 27% живописи было разрушено.
Как выясниться потом, преступник сделал это по политическим мотивам. Только мотивы эти, в конченом счёте, ничего не стоят, если приводят к разрушению произведений искусства, вообще — к разрушениям...
В 1997 году картину «Даная» закончили реставрировать. Благоприятным фактором для сохранения и возможности реставрации картины после нападения послужило то, что в ней было много слоёв краски и использован лак. Я не видела своими глазами ни оригинала, ни реставрированной работы, но пишут, что картина стала немного другой, что нет уже того рембрандтовского магического света.
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Диего Веласкес, "Венера перед зеркалом" // 8 апреля 2011 // 9
- Сальвадор Дали, "Фигура у окна" // 20 марта 2011 // 13
- "Радуга" И. К. Айвазовского // 2 февраля 2011 // 5
- "Девушка с жемчужной серёжкой" Яна Вермеера // 2 февраля 2011 // 21
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника» // 19 мая 2013 //
К записи 17 комментариев
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Занимательно. А придурков, что портят искусство полно. Я вот никак не сьезжу в Питер в музей. Хочется все это посмотреть в живую
Ответить
Юлия Риа:
июня 17, 2011 в 11:43
Я раньше, как-то не слышала особо про нападения на картины, а сейчас, когда пишу про них — оказывается их так много.
Ответить
Наднжда:
февраля 7, 2012 в 18:42
Обращаю внимание автора статьи. Персей убил своего деда,а не отца. Отцом был Зевс...
Ответить
Юлия Риа:
февраля 8, 2012 в 12:24
Ну, конечно, имелось в виду отца Данаи, уточнила в тексте.
Ответить
Знала это легенду, но никогда не задумывалась о том, что золотой дождь в этом случае — это деньги. Грустно это как-то. Картина же мне очень нравится и я как и Сергей хотела бы увидеть ее в оригинале...
Ответить
Юлия Риа:
июня 17, 2011 в 11:40
Здесь мифология, мышление древних греков, поэтому с золотым дождём не всё так просто. С одной стороны — да, это деньги, но с другой — это и Зевс, поэтому запутанно. Но на картинах изображали почти всегда именно так: Даная протягивается на встречу золоту...
Рембрандт, в конце концов, копнул глубже
Ответить
июня 17, 2011 в 11:46
И это не может не радовать
Ответить
Прочла в Википедии, не знаю, если можно верить, что в первом варианте «Данаи» — «у ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо», то есть Рембрандт почти полностью переписал картину.
Не знаю почему, сколько не смотрю на служанку на картине, вижу сходство с самим Рембрандтом. Выражение глаз похожи.
Ангел скованный плачет может потому, что ничем не может помочь?
P.S. Есть очень хороший фильм Йоса Стеллинга «Рембрандт: Портрет 1669». Там прекрасно передан золотой свет.
Ответить
Юлия Риа:
июня 18, 2011 в 11:54
Я видела тоже это в Википедии, но я уже привыкла ей не доверять, тем более про ангела я читала в книге, а книгам доверяю больше.
Про служанку ты хорошо заметила. Рембрандт ведь себя часто изображал на картинах в разных образах, так что, и здесь возможно он, мне тоже так кажется. (Хотя по другой версии, здесь он написал свою мать, она в то время умерла)...
Ответить
Очень похожая на первую картину репродукция висела у меня над головой в детстве, когда я спала на верхней полке двухярусной кровати. Я смотрела на картину с интересом и... не поверишь, боялась!!
Столько интересного, Юлечка! И про дождь золотой, и про ангела с руками скованными! А Даная, на мой взгляд, очень красивая!
Ответить
Юлия Риа:
июня 25, 2011 в 19:46
Интресно, что за картина. Это отдельная тема — наше детское восприятие интерьера, созданного родителями; здесь и шторы, и шкафы, и обои, и картины
Ответить
июля 8, 2011 в 13:26
Представляешь, Юль вот эта картинаimg0.liveinternet.ru/imag...YErmitazh_ss.JPG ! Даная! С ума сойти... Это ж где-то она у нас дома есть.
Ответить
Юлия Риа:
июля 8, 2011 в 13:40
Здорово! Это вроде Тициан
Да, она мрачноватая, поэтому ты и боялась её в детстве...
Ответить
Когда-то очень давно, еще до этого акта вандализма мне довелось увидеть эту картину.
История её удивительна, а свет она излучает даже с с репродукции через экран монитора.
Ответить
Юлия Риа:
июля 8, 2011 в 13:23
Рада человеку, который виел её своими глазами! А после вы видели картину? Она изменилась?
Ответить
После реставрации я видела картину несколько раз, но я не видела ее до трагедии, так что не могу сравнивать.
Ответить
Я видел картину до и после. Небо и земля. Исчезла воздушность, объём, изображение стало более плоским.
И Литве ничего за это не было...
Ответить