Пресноту парусов
Оттесняет назад
Одинакость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стена.
И все ниже спускается небо
И падает накось,
И летит кувырком,
И касается чайками дна.
Б.Пастернак «Морской мятеж», отрывок
На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Мы смотрим на картину, и мы, словно, находимся в центре этого шторма, даже чувствуем солёный запах холодной воды, и видим всё через неуёмные капли ливня. Мы находимся в картине.
Всё кругом перевернулось, небо слилось с морем, линия горизонта разорвана. Справа, за пеной моря, за стойкой пеленой воды, видна спасительная земля. Но это острые скалы, и спасение может обернуться гибелью.
Впереди слабо виден накренившийся корабль. С него бегут люди, одна шлюпка спускается на воду, другая уже подхвачена лихими волнами, и люди в ней изо всех сил борются за свою жизнь.
Рассмотрим детальнее стаффаж: шлюпку на волнах. Однако в этой картине она является скорее не второстепенным элементом, а своеобразным центром.
Стаффаж (от нем. Staffage – украшение картин фигурами) – в пейзажной живописи так называют то, что не относится к пейзажу (фигуры людей, животных, птиц). Изображались для оживления вида картины. Часто стаффаж рисовался не автором картины, а другим художником.
В шлюпке изображены тринадцать человек. Некоторые съёжились в страхе, кто-то вцепился в края лодки, один из них гребёт, на носу мужчина (страха не видно ни в его лице, ни в позе) высматривает спасительную дорогу. Видим мы и человека в красной рубашке, потрясающего кулаком на море. Но есть среди этих людей и кое-что необычное, чего сразу и не замечаешь: седовласый, бородатый мужик в жилете смотрит вдаль и машет шляпой…
Что это? Что увидел он? Землю?
Но земля представлена скалами, таящими в себе смерть. Нет, мужчина заметил радугу! И он радуется этому.
И действительно, радуга предвестница конца шторма, и если посмотреть на небо, то увидим, что в некоторых местах оно стало проясняться. Осталось продержаться ещё немного, и люди будут спасены.
Радуга здесь метафорична, и, возможно, отсылает к библейской истории о том, когда Бог простил Ноя, после Всемирного потопа, на небе появилась радуга.
Настроение этой картины можно воспринимать по-разному, всё зависит от зрителя. Она может казаться и оптимистичной, вселять надежду, а может вселять и ужас перед величием и несоизмеримой мощью природы.
Написана картина в 1873 году. Сейчас хранится в Третьяковской галерее. Окончательное название «Радуга» получила не сразу.
Айвазовский — один из моих любимых художников, его картины полны жизни и динамики. Когда смотришь на его полотна — видишь не только застывший миг, но и то, что было до и будет после
Странно, не понимаю как вставил не тот сайт, опять автозаполнение подвело! Юлия, сделай, чтобы все ссылки в форме комментария попадали под редирект. Пожалуйста, поменяй эту ссылку на ссылку моего блога или удали вообще)))
Айвазовский — один из моих любимых художников, его картины полны жизни и динамики. Когда смотришь на его полотна — видишь не только застывший миг, но и то, что было до и будет после
Ответить
Очень хорошо! Следите за новостями, про Айвазовского точно ещё будут статьи
Ответить
Странно, не понимаю как вставил не тот сайт, опять автозаполнение подвело! Юлия, сделай, чтобы все ссылки в форме комментария попадали под редирект. Пожалуйста, поменяй эту ссылку на ссылку моего блога или удали вообще)))
Ответить
Уже поменяла, насчёт редиректа исправлю
Ответить
Радуга — символ надежды.
А кто Айвазовскому делал? писал? (даже не знаю как сказать) стаффаж. Кто. тот таланливый человек, что остался в тени известного живописца?
Ответить