Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Фиолетовые краски и фиолетовый цвет

Рубрика «О природе вещей»

Автор: Евгений Сусманович

Сами по себе фиолетовые краски — редкий гость в палитре живописцев. В основном оттенки фиолетового получают смешением красного и синего. И вообще, заметьте, фиолетовый цвет в природе встречается редко, а человек начал широко использовать фиолетовые пигменты лишь в 19 веке. Это, в большей степени, относится к одеждам, нежели к живописи.
fiolet

Широко известен тот факт, что в древнем Риме только высокопоставленные особы имели право и возможность носить одежду пурпурных цветов. Пурпурный цвет — это практически фиолетовый, но несколько красноватее. «Да, это цвет триумфа, поэтому люди так сходят по нему с ума. Но вот стоит ли он этих денег, учитывая отвратительный запах?..» — говорит о пурпуре римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век н.э.).

Пурпурный цвет, кадр из фильма Спартак

Римские сенаторы поверх туники носили пурпурные ленты. Насколько осведомлены голливудские художники по костюмам о цвете тогдашнего пурпура? Насколько можно доверять данным костюмам? Кадр из фильма «Спартак» (1960), режиссёр Стенли Кубрик.

Так называемый тирский пурпур получали в Финикии по особо охраняемым рецептам из трёх видов морских моллюсков, например из Murex brandaris L. (буковка «L» в названии моллюска означает, что систематическое название ему придумал Карл Линней). Плиний не приводит точного описания процесса выработки красителя. Только совсем недавно рецепт финикийцев удалось расшифровать. Неприятный запах производства связан с технологией ферментации мяса моллюсков в анаэробной среде (то есть при отсутствии воздуха). В течении нескольких дней мясо «настаивалось», затем «бульоном» желтоватого цвета окрашивалась ткань, и она на солнечном свете и на воздухе приобретала фиолетовые оттенки. Александр Викторович Волков в книге «Загадки Финикии» резонно замечает, что финикийцы не были пурпурными монополистами. Из раковин моллюсков краситель добывали и в Риме, однако качество пурпура из Финикии прославило города Тир и Сидон на весь тогдашний мир. Тир и Сидон были центрами пурпурного производства в Финикии. Только возле Сидона археологи раскопали «полигон промышленных отходов» длиной 120 метров и высотой — восемь: сплошные скелетики морских моллюсков. По данным Волкова за один фунт красителя свои жизни отдавали 60 000 улиток! Однозначно, тирский пурпур ценился выше золота. Что ж, рецепт тирского пурпура полностью разгадан лишь в конце 20 века и красить ткань по древнему способу можно лишь в развлекательных целях исторической реконструкции.

Мальва фиолетовая

Цветок Мальвы (Malva sylvestris)

Сегодня фиолетовыми шортами или модно-фиолетовой прядью волос никого не удивишь. Пожалуй, с открытия английского химика Уильяма Генри Перкина началась новая история фиолетового цвета. И вообще история нового поколения красок — синтетических красок. В 1856 году Перкин открыл красновато-фиолетовый краситель, скромненько назвал его тирским пурпуром, но позже одумался и дал веществу имя цветка Мальвы. Краситель мовеин. Текстильная Англия приняла открытие мовеина на ура.

Вместе со своим отцом, тоже химиком, он организовал промышленное производство мовеина и, тем самым, положил начало анилиновой промышленности красителей (мовеин получается из анилина). На основе анилина, который в свою очередь вырабатывается из нефти, сегодня синтезируют сотни (!) различных красителей. Современная цивилизация окрашена в синтетические цвета. Само собой, синтетические краски это уже не только и не столько анилин, хотя название «анилиновый краситель» прочно ассоциируется с синтетическим красителем вообще.

В статье про акриловые краски я приводил слова мистера Роллинга, странного человека, чёрствого миллиардера, возможно в юности увлекавшегося чистой наукой, но сделавшего из своего увлечения чистый бизнес. Бизнес анилиновой промышленности. И здесь, возвращаясь к фиолетовым краскам, я снова вспоминаю Роллинга. Речь пойдёт ещё об одном соединении — кристаллвиолете, или кристаллическом фиолетовом. До Второй мировой войны его синтезировали из тетрила.

«Этот самый тетрил — настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и разворачивает в пыль огромные заводы. К сожалению, нам приходится иметь с ним дело: обработанный фосгеном, он даёт синюю краску — кристалл-виолет. На этой штуке я заработал хорошие деньги» — так говорил мистер Роллинг, герой романа «Гиперболоид инженера Гарина», и Алексей Толстой почти не ошибался, называя кристаллвиолет (обычно пишут слитно) синей краской. Хотя использовался он, главным образом, как фиолетовый краситель. В этом вся прелесть Химии: мощная страшная взрывчатка, обработанная отравляющим газом удушающего действия, рождает симпатичную краску.

purpur1

Микробиологи до сих пор с удовольствием её используют для распознавания бактерий: кристаллвиолет (или кристаллический фиолетовый) окрашивает бактерии в сине-фиолетовые цвета. Те из несчастных микроорганизмов, которые сохраняют цвет при промывке спиртом, называют грам-положительными, а те, которые не сохраняют — грам-отрицательными. Ради справедливости следует отметить, что столь примитивная классификация всех бактерий на две группы таит в себе глубокие корни биохимических и эволюционных различий между ними. А ещё кристаллический фиолетовый применяют в криминалистике: этот краситель специфичен, он отлично выявляет невидимые отпечатки пальцев на шероховатых и липких поверхностях, например на клейкой ленте.

Мир фиолетовых красок, конечно, не может быть ограничен синтетикой. В живописи, как известно, наиболее употребительны масляные краски, представляющие собой коллоидные растворы пигментов в различных маслах. Минеральные (неорганические) пигменты художники уважают больше всего. Остановимся на двух пигментах. Оба они являются солями фосфорной кислоты.

Фосфорнокислый кобальт, или, точнее, фосфат кобальта (II) — минеральный пигмент для масляных фиолетовых красок. Получается взаимодействием фосфата натрия и какой-нибудь соли кобальта в два этапа.

Сначала смешивают водные растворы солей, выпадает розовый осадок октагидрата (внутри кристаллической решётки фосфата кобальта, расположено восемь молекул воды):

3CoCl2 + 2Na2HPO4 + 8H2O = Co3(PO4)2∙8H2O↓ + 4NaCl + 2HCl

А потом розовый осадок сильно нагревают, и он, теряя воду, превращается в красно-фиолетовый порошок:

Co3(PO4)2∙8H2O = Co3(PO4)2 + 8H2O

Фосфат кобальта (II) раньше называли краской Сальвета. Его и сегодня применяют не только в виде пигмента в живописи (PV14, Cobalt violet, фиолетовый кобальт), но и как краситель в производстве пластмасс.

Близок по цвету фиолетовому кобальту ещё один фосфат – фосфат марганца (II) Mn3(PO4)2∙8H2O. В классификации пигментов его код PV16, Manganese Violet. По формуле видно, что это тоже кристаллогидрат. Только внутри решётки не восемь, как у кобальта, а семь молекул воды. Поэтому его называют гептагидратом фосфата марганца (II). В живописи известен под именем нюренбергской фиолетовой краски. Любопытная деталь: в природе фосфат марганца редко, но встречается в виде розово-фиолетового минерала пурпурита, а черта, оставляемая пурпуритом, оказывается ярче, чем цвет самого минерала.

Минерал пурпурит

Образец пурпурита



Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи оставлено 8 коммент.

Спасибо за интереснейшую историю. Никогда не думала, что фиолетовый цвет так молод :)

Ответить

Евгений Сусманович:

Да, фиолетовый, но не пурпурный!

Ответить

Эти серьезные статьи с формулами напоминают мне, что когда-то в школе я любила химию. Сейчас с трудом в это верю.

Фиолетовая гамма мне близка. Картины получаются мистические.

Олег Целков хорошо вписался в пост о фиолетовом.

Ответить

Евгений Сусманович:

Нужно будет подписать,что это Олег Целков, я не знал, просто взял понравившуюся картинку из интернета. Спасибо, Маша и за химию добрые слова :roll:

Ответить

Maria Trudler:

Здорово, что тебе инкогнито Олег Целков приглянулся. Это показывает хороший вкус на искусство. Я недавно о нем делала пост и в мою подборку тоже попала именно эта фиолетовая картина. Она, кстати, «Театр» называется.

Ответить

Евгений Сусманович:

А я думал «Картофель» :)

Ответить

В живописи фиолетовый цвет мне не очень нравится, а вот в одежде — очень даже =)

Ответить

Евгений Сусманович:

А у нас манеж для дочки Алёнки фиолетовый :roll:

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: