Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Эпизод 47. Первые постройки в Санкт-Петербурге

Рубрика «Иллюстрированная история России»

Автор: Евгений Сусманович

 

Центральное событие: Основание Санкт-Петербурга.

Центральная картина: «На берегу пустынных волн», Л.Ф. Лагорио (1897).

Санкт-Петербург лишь на 40 (сорок) лет старше моего родного Оренбурга, а славу успел получить всемирную. Обидно, однако. Это шутка, конечно, но, между прочим, истории начала у Оренбурга и Питера одинаковы – и тот и другой основаны как крепости (о чём свидетельствует немецкое «бург») и по велению монархов – Анны Иоанновны и Петра I, соответственно. Анна Иоанновна сделала это в 1735 году (хотя официальной датой основания Оренбурга считается год 1743), а Пётр I – в 1703. Ну а дальше в дело вмешался административный ресурс: с самого начала Питер планировался любимчиком царя, а в 1712 году город вообще объявили столицей государства, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Обратимся к истории самого начала, к тем десяти годам, когда крепость Санкт-Питер-Бурх только появилась, и началось вокруг неё строительство собственно города.

Трудно подобрать сегодня такой масштаб топографической карты, чтобы увидеть Заячий остров одновременно со всем городом Петербургом – так он разросся. Можно посмотреть со спутника на его кусочек

Заячий остров

Рис.1. Заячий остров на фоне современного Санкт-Петербурга


Заячий остров интересен тем, что 16 мая 1703 года на нём заложили первое строение – крепость. Сегодня она называется Петропавловской, поскольку имя ей дали 29 июня, в день святых апостолов Петра и Павла, но тогда упор делали больше на св. Петра (у святого Петра ключи от рая, а крепость – ключ к Балтийскому морю), поэтому и название Санкт-Питер-Бурх. От крепости и пошло название города. По данным краеведа Анисимова Е.В. первоначально город называли по-разному на все лады и вкусы: Санкт-Петер-Бурх, Петрополь, Санкт-Питербург, Санткпитербурх, Питербурх, Санктпетербург, Санкт-петербурк, Санкт-Петер-бурх, С. Петерзбург. Современность Заячьего острова видится вот в таком свете и цвете художнику Геннадию Хилько

Заячий остров Хилько

Геннадий Анатольевич Хилько «Заячий остров» (2000). Фотография картины любезно предоставлена автором.

Ну а первым жилым строением стал домик для житья-бытья самого Петра I, примерно в пятистах метрах на северо-восток от Заячьего острова – на берегу современного Петроградского острова. Необычен был тот дом (его называли дворцом, хотя общая площадь составляла примерно 60 кв.м). Все межкомнатные двери были переустановлены со шведских кораблей, трофеев Петра в Северной войне; окна трёхстворчаты, а стёклышки в них изготовлены по средневековому «лунному способу», когда лист как бы составлялся из дискообразных (лунообразных) шайб, скрепляемых свинцовой оправой. Фасад домика был покрыт красной масляной краской, на голландский манер под кирпич, а коньком крыши являлась маленькая пушка – мортира.

Первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга заложено в 1704 году. Им стала судостроительная верфь – Адмиралтейство. Её местоположение выбирал лично Пётр, на шлюпке обследуя берега Невы. Проект составил тоже он сам. Руками Пётр работал не меньше, чем головой. Ключевский об этом интересно пишет:

«Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком предоставлявшемся к тому случае... Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому… он не пропускал дня, чтобы не завернуть часа на два в адмиралтейство… он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки... Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе… Современники считали его лучшим корабельным мастером в России».

А так посмотришь – руки как руки, ничего необычного

Слепок руки Петра Певрого

В Государственном Историческом Музее хранится слепок левой руки царя Петра

Кто сегодня будет упрекать царя Петра в нецелевых расходах денежных казённых средств на пьянки и гулянки во время Великого посольства в страны Западной Европы? Мы все знаем и помним флот, созданный волей Петра, созданный, в том числе, благодаря личностному росту царя в заграничной командировке. Гляньте, как его нарисовал художник Лебедев, такое ощущение, что Пётр плиты пудовые ворочает, а не чертёж в руках держит:

Пётр Первый в Саардаме

Клавдий Васильевич Лебедев (1852—1916) «Пётр I в Саардаме обучается на корабельной верфи»

Современные историки практически опровергают укоренившийся миф о том, что в первые годы основания Санкт-Петербурга работники мёрли десятками тысяч на стройплощадках. Андрей Буровский в книге «Величие и проклятие Санкт-Петербурга» высказывает мнение о происхождении и живучести легенды о городе на костях: с самого начала города люди не хотели и не видели смысла в нём жить. Ни дворяне, которых с 1723 буквально высылали из Москвы в Питер, ни простолюдины, статистика по которым велась плохо. Многие просто убегали. Место, где основали город, не было изначально безлюдным – там находились поселения, но молве было угодно распространяться о нелюдимости и пустынности тех мест. Пушкинские строки о Петре «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» крепко сидят в наших головах. Всё это вместе, плюс «показания» иностранцев, видевших в России страну рабов, питало рассказы о великой смертности в Санкт-Петербурге.

Ученик Айвазовского, художник Лев Феликсович Лагорио, очевидно, находился под влиянием подобных мифов. Их наличие свидетельствует о пассионарности и воле Петра I. Их опровержение нисколько не умаляет роли царя в основании Санкт-Петербурга, однако и чрезмерное восхваление дел его не отвечает исторической правде. В любом случае, история основания будущей столицы Российской империи может быть прочитана и так, и эдак, в зависимости от отношения вообще к петровским преобразованиям, что, как вы понимаете, не есть хорошо. Я просмотрел несколько картин про Петра в теме «здесь будет город заложён». Везде он с задранной головой, везде он смотрит в будущее и так далее. У художника Лагорио то же самое, но угол между царским подбородком и линией горизонта меня устроил больше всех.

Лев Феликсович Лагорио «На берегу пустынных волн»

Лев Феликсович Лагорио (1826 – 1905) «На берегу пустынных волн» (1897)

Лев Лагорио был влюблён в море (точнее, в морские побережья), он почти не работал с историческими темами, нам мало известны его портреты, если не считать созданного его воображением знаменитого Козьмы Пруткова. Картина «На берегу пустынных вод», его картина с Петром, есть, в своём роде, исключение. К сожалению, даже на сайтах по продажам картин, даже на сайтах музеев изобразительных искусств и даже, что более всего удивительно, на сайтах по продажам репродукций картин бывает невозможно найти изображение с высоким разрешением. Так получилось и с работой Льва Лагорио. Зато на сайте, посвящённом творчеству Айвазовского, размещена фотография Лагорио за работой. Легче на ней рассмотреть картину, да и вообще прикольная старинная фотка.

Лев Феликсович Лагорио за работой над картиной «На берегу пустынных волн»

Изображение с сайта allaivazovsky.blogspot.com

Пётр хотел строить каменный город, но камень слишком дорог и везти его приходилось аж с волжских каменоломен. В 1714 году Пётр даже своим указом запретил каменное строительство в других городах, и все каменщики направлялись в новый город. Однако мечтам императора не суждено было сбыться при его жизни – строительство часто велось хаотично, а камень был доступен лишь для состоятельных. Весьма точно иллюстрируют «неудачу» петровской задумки слова Екатерины II:

«Август говорил, что он застал Рим выстроенным из кирпича и оставит его мраморным, а я скажу, что застала Петербург почти весь деревянным и оставлю в нем здания, украшенные мрамором».

Но это уже совсем другая история.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.


К записи 9 комментариев

На практически всех картинах Петр Первый очень приукрашен. После смерти Петра с него сняли слепки с лица, рук, ног, шеи. На основе этого Б.Растрелли сделал «восковую персону» (ее копия выставлена в Зимнем дворце Петра I, в здании Эрмитажного театра, оригинал, если не ошибаюсь, в Кунсткамере). Фигура производит весьма отталкивающее впечатление. Как ни странно, оказалось, что точнее всего передал образ Петра Шемякин. Очень непропорциональное сложение, маленькая голова, длинное тело, маленький размер ноги (Петр даже носил две пары обуви, чтобы ноги зрительно казались длинее).

Ответить

Евгений Сусманович:

Да. По воспоминаниям современников Пётр I внешне действительно не красавец. Упоминают и непропорциональность тела, и лицевые судороги, но очень многие находили в нём шарм.

Я не доверяю восковым фигурам и вообще плохо понимаю этот вид искусства. А шемякинского Петра надо будет поглядеть.

Ответить

Мария Анашина:

Как я поняла, Екатерина I весьма положительно оценила воскового Петра — она хотела, чтобы осталась о нем память. Если хотите, можете заглянуть ко мне в блог — в статье про Зимний дворец Петра есть фотография.

В Петре было немало странностей. Например, при своем колоссальном росте он не любил больших помещений и высоких потолков. В открытых комнатах Петра вообще негде развернуться!

Ответить

Евгений Сусманович:

Ваш блог мне знаком... фотография восковой фигуры Петра — это и есть Шемякин?

Ответить

Мария Анашина:

Нет, это восковая фигура, созданная Б.Растрелли на основе снятых им посмертных масок лица, рук, ног, шеи и т.д.

Ответить

Евгений Сусманович:

Вот не пойму, Мария, где на вашем замечательном блоге можно написать письмо.

Ответить

Кристина:

Мужчина должен быть чуть лучше обезьяны))) Не красотой он покоряет сердца не только женские, но и людские, а своими делами :wink:

Ответить

Евгений Сусманович:

Так вот и я ровно об этом же, Кристина.

Ответить

ну как у всех кто правит есть недостатки и их постоянно обсуждают

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: