Капля света, блог о философии красотыКапля света, блог о философии красоты

Серебряная фотография

Рубрика «О природе вещей»

Автор: Евгений Сусманович

В романе Патрика Зюскинда в поэтичной форме описано как человеку удалось зафиксировать, поймать запах. В этой статье по-простому описывается изобретение и суть метода захвата и пленения света.

Наблюдение № 1. Цветные обои на стене со временем выцветают, блекнут. Вывод: красящие пигменты превращаются в бесцветные, т.е. некоторые вещества под действием света способны превращаться в другие. И если, например, вырезать в непрозрачном материале узор какой-нибудь и повесить поделку на обои в хорошо освещаемой комнате, то через пару месяцев, сняв материал, мы увидим чёткое изображение узора на стене. Кто нарисовал? Свет!

Наблюдение № 2. Если в ставне окна дома сделать небольшое отверстие, то при свете дня в комнате на стене, противоположной закрытому окну, появляется перевёрнутое изображение предметов вне дома. Кто нарисовал? Правильно.

Такого рода светописи не давали покоя пытливым умам прошлого. Сооружая тёмные комнаты (camera obscura), в которых отверстия заполнялись линзами, художники и умельцы получали светописные изображения, которые ещё нужно было научиться фиксировать (закреплять) без помощи красок и кистей.

Ретроспективно можно сформулировать задачу перед изобретателями XIX века так: необходимо подобрать такой химический состав, который при освещении менял бы свои свойства, а в темноте оставался бы прежним.

Долго рассказывать о сложных опытах Нисефора Ньепса с растворённым в лавандовом масле битумом, о том, что свет делает с таким составом. Об этом можно прочитать в книге Кантена Бажака «История фотографии. Возникновение изображения». Перейдём сразу к компаньону Ньепса — Луи Жаку Дагеру и к открытому им способу получения изображения на основе изменения свойств серебряных солей под действием света. Случайно оставив ложку на покрытой йодом серебряной пластинке, Дагер заметил через некоторое время светлый контур этой самой ложки на тёмной серебряной пластинке. Что произошло? Под действием света йодистое серебро вокруг ложки разложилось на йод и серебро; образовавшееся серебро имело вид мельчайших тёмных зёрен, а под ложкой никаких изменений не оказалось. После многолетних опытов по проявлению, закреплению, промывке серебряных пластинок, был отработан метод дагеротипии. Суть его приводим на современном языке:

1. Серебряная пластинка подвергается действию паров йода в темноте:

Ag + I2 = 2AgI (йодистое серебро);

2. Покрытую тонким слоем йодистого серебра пластинку помещают в камеру-обскуру (тёмный ящик с отверстием), где она кратковременно освещается (экспонируется). Йодистое серебро после этого начинает разлагаться с образованием мелкозернистого серебра, которое и даёт изображение снимаемого предмета. Но разложение происходит медленно, поэтому пластинку обрабатывают парами ртути:

2AgI + Hg = HgI2 + 2Ag (получаются йодистая ртуть и чистое серебро)

т.е. ртуть играет роль катализатора, она ускоряет, начатое светом, разложение йодистого серебра. Ртуть — это проявитель в дагеротипии.

В результате второго этапа получается позитив: подвергшиеся освещению места пластинки покрыты слоем мелкозернистого (оттого и тёмного) серебра, а неосвещённые места остаются светлыми. При рассматривании дагеротипа под определенным углом можно было видеть темное позитивное изображение на полированном серебре.

3. Позитивное изображение закрепляют (фиксируют): обрабатывают пластинку раствором поваренной соли (фиксажа), который удаляет неразложившееся йодистое серебро и образовавшуюся йодистую ртуть.

Чуть позже йод был заменён на бром, поваренная соль на более эффективный фиксаж — тиосульфат натрия, а ядовитая ртуть уступила место целому ряду органических веществ-проявителей.

Единственное принципиальное отличие дагеротипии от современной фотографии в том, что дагеротип нельзя размножить. Каждое полученное изображение на серебряной пластинке уникально.

Пока цифровая фотография ещё не успела полностью вытеснить фотографию плёночную, нужно успеть рассказать о химической сути последней.

Принципиальная схема фотографического процесса

1. Экспонирование. Плёнка, содержащая бромид серебра подвергается действию света в фотоаппарате.

2. Проявление. Плёнка, в которой медленно идёт процесс разложения бромида серебра, подвергается действию проявителя (смесь органических и неорганических веществ), который ускоряет процесс разложения.

3. Закрепление. Плёнку обрабатывают раствором тиосульфата натрия (фиксажа). Не разложившееся бромистое серебро полностью растворяется и удаляется:

AgBr + Na2S2O3 = Na[Ag(S2O3)] + NaBr
(нерастворимая форма серебра превращается в растворимую)

В результате этапов 1 — 3 получается негатив: светлые части снятого предмета отображены тёмным, а тёмные части — светлым. Ведь от светлых частей отражается много света, и этот свет разлагает бромистое серебро до мелкозернистого (тёмного) серебра.

Позитив и негатив в фотографии

Слева — негатив, справа — позитив

4. Получение позитива. Через негатив на плёнке пропускается свет и проецируется на фотобумагу, пропитанную эмульсией хлористого или бромистого серебра. Под тёмными участками на негативе формируются не засвеченные участки (т.е. реакция разложения солей серебра не происходит) — бумага остаётся светлой. И наоборот. Получается фотография.

Сегодня, когда серебряная фотография постепенно растворяется в цифровых технологиях, я с удивлением узнаю, что существуют и общество дагеротипистов и фотомастера, вооружённые камерой-обскурой.

Для тех, кто любит поговорить. Особенно для тех, кто хочет научиться говорить на английском языке. Вам просто необходимо посетить курсы разговорного английского языка, где вы научитесь разговорному английскому, и тогда вы будете вдвойне счастливы.


Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".

Подпишитесь на обновления блога по электронной почте.

Ещё почитать:


Метки: .


К записи 5 комментариев

Речь в статье идет скорее не о фотографии а о пленке. А фотография — это готовое изображение и получать ее можно немного другим способом — распечатать на принтере )))

Ответить

Евгений Сусманович:

Соглашусь, что фотоизображение можно распечатать, но фотография — это процесс, а его на принтере не распечатаешь 8)

Ответить

Просто поразительно, как много вещей было открыто «случайно»

Ответить

Подписалась на RRS, спасибо за подробное описание интересного процесса, сразу вспомнились студенческие годы :)

Ответить

Евгений Сусманович:

Ну, для технического вуза это так — баловство 8)

Ответить



Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!: