Прогуливаясь в таинственных и тёмных лесах Макса Эрнста...
В своей статье «Дадаизм — разочарование культуры» я лишь слега выделила основные черты этого направления. Данная статья написана Марией Трудлер, она художник и ведёт блог-дневник «Планета искусства». Мария поделилась своими чувствами и мыслями от картин художника Макса Эрнста, для меня эти картины стали открытием. Особенное воздействие произвела картина «Лес и птица».
В сети жизни твоей попалась природа.
Дерево — твоя тень — обнажает плоть свою: небо
У дерева голос песка, жесты ветра.
И все, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит.
Поль Элюар
«Долго я не могла подступиться к рассказу о своих впечатлениях от картин одной загадочной лесной серии Макса Эрнста. Он использовал настоящие куски дерева в их создании. И случай — в качестве провожатого в своем художественном исследовании чистого вдохновения. Техника автоматического письма, наложенная на метод свободных ассоциаций — непредсказуемая формула его работы. Макс Эрнст граттажем переводил на холст чувство леса — этого «последнего прибежища Чудесного». Я выбрала семь, на мой взгляд, самых воздействующих и тревожащих картин этой серии. Смотрела на них и молчала. Они меня притягивали и отталкивали одновременно. Его леса — «голые, они одеваются только в своем величестве и своей тайне». На первый взгляд все так просто — повторяющиеся элементы композиции: много мрачного, непроходимого, густого леса, мало ночного или вечернего неба, круг солнца, иногда птица... Но как сильно это ощущение страха перед входом в неизвестное. И я все откладывала и откладывала описание своих странных ощущений... Как-будто стояла перед входом в темный, дремучий лес и не решалась войти.
Жутко заходить в заброшенный, заросший мир собственных страхов и необъяснимых кошмаров. Ведь лес — это символ подсознания. Лестницы-деревья поднимаются к небу, почти касаясь диска солнца... или луны. До сих пор не разобралась что же это. Рассказывать о картинах — это все равно, что интерпретировать свои сны.
Лес выглядит таким непроницаемым. Диким. И глухо озвучивает, отражает мои мысли. Деревья напоминают канатные лестницы на невидимом корабле. Или рыбацкие сети, которые вот-вот проглотят луну. Я начинаю считать ступеньки, поднимаясь вверх — к серому, сиротливому небу. Что за спектакль разыгрывается тут? Я не знаю сценария... Лучше вверх, чем в чащу непроходимого леса. И солнце-луну возьму в спутники. Хотя как-то неприветливо светит этот темно-оранжевый круг.
Кромка леса оборвана резко, как-будто ее обрубил великан. Небо в морщинах краски. Потрескалось и проглядывает слегка сквозь обнаженные деревья. Точка в центре солнца сигналит об опасности. Предупреждая доверчивую жертву. Это я что ли? Нет, конечно. Воображение разыгралось.
Макс Эрнст „Лес и птица“
Темный лес и птица. Диск белого солнца. Хочется раздвинуть руками эти густые, плотные заросли и войти. Отблески холодного света на деревьях. Которые кажутся досками, сбитыми в одно место. Птица близко к земле, еще немного и рухнет. А может, она приклеена? И это театр моего подсознания, куда я сама себя не пускаю?
Я топчусь на месте, озираясь вокруг. И звуки ветра доносят мне напевы Поля Элюара, как вырванные из полусна:
Я скрываю печальные клады
Уединенных убежищ
Сердце лесов сонливость
Раскаленной ракеты
И ночной горизонт что меня
Короной своей венчает
Я шагаю вперед упрямо
Приветствуя новой тайной
Рождение образов.
Макс Эрнст „Лес и чёрное солнце“
Лес и черное солнце? Я скрылась сама в себе. Лес чудится свирепой скалой, на поверхности которой время высекло свои знаки. Отпечатки причудливых форм проглядывают в узорах деревьев. Раскрытые пасти невиданных зверей. Запутываясь в извилистых линиях, я путешествую в лабиринте леса. По его застывшей поверхности. Он не пускает меня войти в его тайны. Тени стволов нависают, охраняя свои глубины от не прошенных гостей. От кого? От меня? Фигурки птиц, их клювы... Диск солнца стал огромный. Почернел, почти исчез. И светит таким холодом. Расчерчивая ночь отблесками ветвей. Их контуров. Прозрачный круг почти спустился к земле. Подпрыгну к нему, сяду и буду болтать ногой, напевая и подглядывая сверху на то, что творится внизу, в темноте леса.
Макс Эрнст „Забальзамированный лес“
Солнце опускается. Я спрыгнула. Все еще не решаюсь зайти. В последний, забальзамированный лес Макса Эрнста. Но что я хотела? Я сама выбрала это место для прогулок... Без вчера или завтра. Время уснуло. Мачты деревьев качаются, скрипят и пугают меня. Стемнело все больше. Синий клочок неба оставил еще надежду. Что путешествие состоится. Начался ветер. Ветви-волосы леса спутываясь, шумят и играют. С моими нервами. С моими предчувствиями. Это не волосы, а руки. Тянутся ко мне. Еще немного и схватят. Жуть какая. Надо бежать. Но вот контур птицы, как видение. Пусть подсознание еще подождет. Я лучше еще послушаю музыку леса в сторонке...»
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Гармония, первозданная природа и магический реализм в картинах Кевина Слоана // 24 июня 2011 // 10
- Беседа о живописи и писательстве // 16 июня 2011 // 7
- Художник должен забыть слово "должен". Интервью с Марией Трудлер // 2 июня 2011 // 52
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер // 2 ноября 2013 // 52
- Мариус ван Доккум – Шпицвег XXI века // 14 мая 2013 // 9
К записи 15 комментариев
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
ой, я неправильная какая то — у меня картинки наоботот вызвали ощущение, что это как в сказке — стоит туда войти и все будет хорошо, просто страх или мандраж перед этим лесом обманчив, часто мы все перед чем-то новым и неизвестным испытываем подобное состояние, ошибочно принимая его за страх))) во понаписала то)))
Ответить
Юлия Риа:
июля 21, 2011 в 18:04
Ответить
июля 21, 2011 в 18:08
может на ты? вот смотрите — картина, где красная луна — вроде лес-паутинка, а он же проходимый и там внутри красиво, просто деревья скрыли ее и защищают
Ответить
Юлия Риа:
июля 21, 2011 в 18:12
Давайте на ты
А мне последний лес кажется самым безобидным и весёлым. Наверное, всё дело в голубом небе — оно такое только здесь
У меня все эти леса ещё перекликаются с миром Толкина, так как, сейчас читаю его трилогию
Такая, вот, ассоциация))
Ответить
июля 21, 2011 в 18:14
а заметила — чем больше смотришь, тем больше убеждаешься, что это ненастоящее))) все игра воображения
Ответить
июля 23, 2011 в 10:16
„Забальзамированный лес“ странный какой-то. В нем веселье отчаянное и потерянное. И на фоне урагана предчувствий появляется точечный и белый образ застывшей птицы, проясняется небо голубизной. Противоречивое воздействие.
Так приятно, Юля, что и тебя эти его картины лесные впечатлили.
Ответить
июля 21, 2011 в 18:21
Очень красивые впечатления! Проходимый лес-паутинка, который защищает красную луну...
Еще одно подтверждение того, что то, что мы сами чувствуем — то и видим в картинах.
Ответить
июля 21, 2011 в 18:23
это было, есть и будет — ведь мир по любому только то, что мы чувствуем
Ответить
июля 21, 2011 в 18:48
Совершенно верно!
Ответить
Тревожные работы. Как-то не по себе становится:(( Разве что последняя не такая как остальные.
Ответить
июля 23, 2011 в 10:01
Самые мрачные, черные картины из этой серии я решила не включать. Они действуют чересчур безнадежно и угрожающе. Только последняя, ты прав, с проблеском.
Ответить
Юлия Риа:
июля 23, 2011 в 10:17
В этой серии ещё есть картины? О! Пойду поищу в поисковике)
Хотела бы я увидеть их в живую!
Ответить
июля 23, 2011 в 10:57
Еще много. Хотела поставить около 15, потом дошла до 10, затем остановилась на 7 работах. Чтобы не загружать пост картинами.
Поищи по заглавиям: Макс Эрнст «Клетка, лес и чёрное солнце», «Лес и солнце» (черная картина), «Лес рыбьих костей», «Серый лес», «Большой лес», еще один — «Лес и птица», есть еще несколько просто с названием «Лес»...
Ответить
Вообще мне лес кажется — удивительное создание природы. Отдельный мир. На днях буквально летела на самолете и смотрела на леса сверху и и думала именно о них. Сверху они кажутся красивым зеленым небольшим пятном на теле Земли, а в это время может кто-то как раз блуждает по нему, не в силах выбраться из него. И он кажется ему зловещим, страшным, непредсказуемым, таящим в себе опасности. Все как всегда, с какой стороны посмотреть...
Ответить
июля 28, 2011 в 13:47
Это точно. Все зависит от нас. С какими глазами и в каком настроении мы будем смотреть. Я все ждала, когда для описания этих лесов Эрнста я поймаю подходящее настроение. Мне казалось, что в мрачном состоянии духа лучше всего найдутся слова. Хотя некоторым эти картины не кажутся страшными, а наоборот — защищающими от опасностей. С какой стороны посмотреть, как ты сказала.
Ответить