Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Рубрика «Пространно и конкретно»
Автор: Юлия Риа
Недавно прочитала книгу Василия Кандинского «О духовном в искусстве». Те, кто рисует абстрактно, те и пишут так же – сложилось у меня такое мнение после первого прочтения. Но через пару дней, я перелистала книжку, заострив внимание на первоначально неясных моментах.
Вообще, писать можно и проще, у Кандинского чересчур много образов, которые, на мой взгляд, порой затмевают собой суть описываемого. И всё-таки книгу прочесть стоит.
Василий Кандинский «Москва 1»
Что больше всего затронуло меня? Во-первых. Через всю книгу проскальзывает отрицание им (или неприятие) изображения реальности, природы. Так он пишет: «То, что искусство стоит выше природы, не является каким-либо новым открытием», а также приводит цитаты других: «Искусство начинается там, где прекращается природа», и «Реализм следовало бы определить, как антипод искусства».
Я давно заметила, многие, кто творит в абстрактном жанре (и подобных, далёких от реализма), отзываются резко о художниках реалистической манеры живописи. Я сама принимаю и то, и другое самовыражение. Я против другого.
Вот отрывок:
Зритель слишком привык искать в подобных случаях /т.е. в картине/ «смысла», т. е. внешней связи между частями картины. Тот же период материализма воспитал во всей жизни, а значит и в искусстве, зрителя, который не может воспринять картины просто и ищет в картине все что угодно (подражание природе, природу, отраженную в темпераменте художника, т. е. его темперамент, непосредственное настроение, «живопись», анатомию, перспективу, внешнее настроение и т. д., и т. д.); не ищет он только восприятия внутренней жизни картины, не пытается дать картине непосредственно воздействовать на себя.
Здесь я не согласна с тем, что, если зритель ищет в произведении что-то внешнее, то он и не чувствует внутреннюю жизнь картины ли, книги, музыки, не даёт воздействовать на себя. Способов познания мира много, столько же их в познании искусства, каждый выбирает тот, который ему ближе. (При этом мы стараемся не говорить о тех, кто не принимает и не хочет понимать искусство вообще).
Я против того, когда картины, на которых изображение слишком реально, называют плохими, или созданными лишь из потребительских мотивов. Так же можно сказать и про абстрактную живопись, которая популярна сейчас. Я против того, чтобы всех под одну гребёнку грести. Кандинский слишком категоричен, но, возможно, его бойкость и имела свои мотивы в начале века.
Василий Кандинский «Старый город»
Во-вторых. Интересны рассуждения Кандинского о периодах застоя в искусстве.
Периоды, когда искусство не имеет ни одного крупного представителя, когда отсутствует преображенный хлеб, являются периодами упадка в духовном мире…
В такие времена искусство ведет унизительное существование, оно используется исключительно для материальных целей. Оно ищет материал для своего содержания в грубо материальном, так как более возвышенное ему неизвестно. Оно считает своей единственной целью зеркально отражать предметы, и эти предметы остаются неизменно теми же самыми. «Что» в искусстве отпадает ео ipso. Остается только вопрос, «как» этот предмет передается художником. Этот вопрос становится «Credo» (Символом веры). Искусство обездушено.
Когда потрясены религия, наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя.
Василий Кандинский «Серый овал»
В-третьих. Части книги с названиями «Движение цвета», и «Язык форм и красок» полезны, как теоретико-практические пособия по цветоведению. Василий Кандинский образно, ярко и просто описывает цвета, их влияние на человека, взаимодействие между собой. Данные разделы весьма полезны художникам и дизайнерам. Скажу даже больше, такое интересное цветоведение лично мне не доводилось встречать.
Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой идет продолжение подобно началу нового мира, так как, благодаря этой паузе, завершенное закончено на все времена — круг замкнулся. Черный цвет есть нечто угасшее, вроде выгоревшего костра, нечто неподвижное, как труп, ко всему происходящему безучастный и ничего не приемлющий. Это как бы безмолвие тела после смерти, после прекращения жизни. С внешней стороны черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит поэтому и сильнее и точнее. Не так обстоит с белым цветом, на фоне которого почти все краски утрачивают чистоту звучания, а некоторые совершенно растекаются, оставляя после себя слабое, обессиленное звучание.
Василий Кандинский «Нежное восхождение»
Светлый теплый красный цвет (сатурн) имеет известное сходство со средне-желтым цветом (у него и в пигментации довольно много желтого) и вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком тубы, — это упорный, навязчивый, сильный тон. Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства; он подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую не легко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо остужается водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании. Или, лучше сказать, это насильственное трагическое охлаждение вызывает тон, который художниками, особенно нашего времени, избегается и отвергается, как «грязь». Но это заслуженно, так как грязь в материальной форме, как материальное представление, как материальное существо, обладает, подобно всякому другому существу, своим внутренним звучанием. Поэтому в современной живописи избегание грязи так же несправедливо и односторонне, как вчерашний страх перед «чистой» краской. Не следует никогда забывать, что все средства чисты, если возникают из внутренней необходимости.
Василий Кандинский «Сумерки»
Итак, фиолетовый цвет является охлажденным красным, как в физическом, так и в психическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего (угольные шлаки!), имеет в себе что-то печальное. Не напрасно этот цвет считается подходящим для платьев старух. Китайцы применяют этот цвет непосредственно для траурных одеянии. Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели и в своей глубине — низким тонам деревянных духовых инструментов (напр., фагота)
Василий Кандинский «Сумеречное»
Книга «О духовном в искусстве» была написана Кандинским в 1910 году в Мюнхене и её первая публикация состоялась на немецком языке. Эту книгу можно считать центральной работой Кандинского-теоретика, определившей суть и смысл набирающего в то время силу нового искусства — абстракционизма.
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или "retweet".
Ещё почитать:
- Безмолвие и равнодушие искусства? // 23 июля 2011 // 41
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности // 25 мая 2013 // 13
К записи есть 1 комментарий
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Последние новости
- Любимые киноперсонажи Галины Шефер
- Занимательный дизайн. Пятиконечная звезда
- Картины Шишкина, Стивен Кинг и копирование реальности
- Эпизод 50. Гангутское сражение
- Образ лошади в живописи
- Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника»
- Принцип работы Selective Color в Фотошопе
- Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
- Оранжевые краски и оранжевый цвет
- Занимательный дизайн. Свет и тень
Мне всегда казалось, что художник должен в своей работе синтезировать объективное с субъективным, в какой бы форме он не выражал своё переживание...
Ответить